Сейчас на сайте
  Вы просматриваете сайт как   Гость  
Дневник событий
Репертуар Коллектив театра
Ярмарка талантов
Фотогалерея
Наша рампа Интернет-обзор
 
Наша рампа   »  О нас в СМИ  »  Просмотр информации  [ «Совершалось все так, как...... ]
 
Поиск в разделе
Теги / Метки:
Опубликовано: 26 Апрель 2014, 21:48
638  
   AdmiN  
«Совершалось все так, как всегда во сне...»
№59 (9977) // 19 апреля 2014 г.

«Совершалось все так, как всегда во сне...»

Зяблова и Мозгляков — актеры
Ольга Саяпина и Сергей Демченко
«...когда перескакиваешь пространство и время и через законы бытия и рассудка», — продолжение цитаты (Ф. М. Достоевский, «Сон смешного человека»). Именно такой фантасмагорической атмосферы добился в спектакле Одесского ТЮЗа постановочный тандем из Санкт-Петербурга: режиссер Светлана Свирко и художник Дарья Мухина. Они воплотили на малой сцене другую повесть Достоевского — «Дядюшкин сон». Премьера этого спектакля-события состоялась 12 и 13 апреля.

Никто в мире не понял творчество Достоевского глубже и точнее, чем великий русский философ Михаил Бахтин. В цитаты из его работ укладывается вся атмосфера спектакля, подаренного Одессе — петербуржанкой: «...Трагический катарсис (для многих Достоевский — это мрак и нагнетание истерических эксцессов, Т. А.)... к Достоевскому неприменим. Тот катарсис, который завершает романы Достоевского, можно было бы... выразить так: ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди».

Взятый в работу Светланой Свирко материал понят и воплощен ею в истинно бахтинской парадигме. Смеха в спектакле достаточно и пародийность налицо. Поданная история — неодномерна, неоднозначна.

Так, ее постоянный участник — очередной «античный хор» в лице работников помещицы Москалевой, они же сценические монтировщики, по ходу обставляющие место действия: Виктор Раду, Сергей Фролов и Максим Дорошенко. Они таскают реквизит, парятся в баньке, устраивают потасовки, шабашат за бутылочкой — и всем существом включены в наблюдение за перипетиями интриги в доме Москалевой, комментируя события то короткими репликами, то и просто «хлопоча лицом». Этот «хор» намеренно снижает пафос уездной драмы — несчастная любовь, перспектива неравного брака по расчету, — вскрывая смешную сторону житейских мезальянсов, воспринимаемых нами, как правило, трагически...

Скандал, упоительный и соблазнительный, бушует в доме Марьи Александровны Москалевой (засл. арт. Украины Евгения Севырина). Скандал — это жизнь, выбитая из колеи, мир наизнанку, вещи в непривычных ракурсах и, в результате, новое знание о бытии. Где скандал, там и конфуз, там и смех. Очищающий смех — для мудрых.

Скандальна персона промотавшегося Князя К. (Георгий Красноперов), впавшего в старческий маразм и, как шепчутся, фальшивого насквозь: в парике, накладных усах, вообще: «одна нога была другой короче, другая деревянною была, о кошмар, один глаз был фанерой заколочен», — вспоминаешь хулиганскую песенку. Скандально заискивание перед Князем К. во всех гостиных городка Мордасова. Скандален проект Москалевой выдать за Князя К. красавицу-дочь Зинаиду...

Сложная роль досталась Алене Дмитриевой! Зинаида вроде и героиня, в смысле амплуа, но героиня почти без слов. Реплик мало, деклараций нет, а присутствие постоянно, и надо держать интригу. В Зинаиде должна читаться загадка. С чего бы это чистая девушка противилась-противилась матушкиному проекту, и вдруг возьми да и пристань на него.

Алене Дмитриевой удалась нелегкая задача. Ее Зинаида так держит паузу и так осмысленно, одухотворенно маячит на сцене, что начинаешь доискиваться: что в ней есть такого, в этой суховатой, надменной девушке, какая пружина внутри? Оно прояснится: невозможная любовь, в которой юный возлюбленный — не ровня и, к сожалению, не только социально. Романтический Вася (Алексей Кочетов), умирающий от чахотки в финале спектакля, как ни верти, Зинаиды не достоин. Истерически-порывистый мальчик таки ее предал. По правде, союз их никак не возможен: слишком сильная, неподдельная и властная личность — Зинаида, для такого-то демонстративного, по Леонгарду, субъекта... которого полюбила, по русской классике, «на безрыбье» или вообразила, что любит: дело молодое, гормональное.

Но какова маменька Москалева! Звездный час Евгении Севыриной. Актриса играет неувядаемый женский тип, выкованный тем прискорбным обстоятельством, что «кони все скачут и скачут, а избы горят и горят». И у Марьи Александровны была великая любовь — к законному мужу, между прочим. Прекраснодушный Афанасий Матвеевич — Михаил Малицкий, увы, всем существом своим подтверждает наблюдение древнегреческих путешественников, что в наших землях женщины сильнее и выносливее мужчин. Как трогательны и забавны нюансы актерского дуэта Севыриной — Малицкого, из которых понимаешь: выжить и поставить на ноги потомство — вот пафос этой женщины, он превыше романтического сантимента, ибо смешная и зловещая тиранка Москалева движима, прежде всего, императивом долга...

Деньги — пламенный мотор интриги. Деньги и сопряженное с ними социальное положение, то есть — возможность личностного самовыявления. Роль денег в мире Достоевского не равнозначна их роли в социальном романе. Деньги ниспосылаются героям Достоевского словно Бог из машины и ровно в таком количестве, чтобы забота о хлебе насущном не отвлекала от решения мировых нравственных проблем с отстаиванием личной истины о мире. Деньги — провокация, индикатор сокровенных установок. В этом смысле «Дядюшкин сон» венчается «хэппи -эндом»: Зинаида становится женой генерал-губернатора. Отнюдь не по романтической любви. Яблочко от яблони, однако, далеко не укатилось, оттолкнувшись от неудачного примера несчастной маменьки.

И не судите, да не судимы будете! Постепенно проясняется нам внутренняя установка мрачновато-ироничной Зинаиды. Ну, да, очередная персональная гордыня, выраженная в бессознательном желании реванша. Почему Зинаида сдается маменькиному напору и согласна окрутить маразматического Князя К.? Потому что слухом город полнится — глядишь, примчится встревоженный Вася. Ведь его предательская эскапада с обнародованием Зинаидиных писем осталась без ответа с ее стороны — умная Марья Александровна загасила скандал. Окрутить знаменитого князя — чем не месть? Но Вася не прибежал: он — на смертном одре. И, принеся Князю К. покаянные извинения, Зинаида сама бежит к Васе...

И чего стоит ее моральное удовлетворение его раскаянием, признанием ее нравственного превосходства? Чего стоит ублаженная гордость перед лицом Смерти? Перед осознанием, что — не пара и что «и это пройдет»?..


Князь и Зина — актеры
Алена Дмитриева и
Георгий Красноперов
СУЕТА СУЕТ — жизнь благословенного городка Мордасова, и не поспешим ее осудить. Хотя понятно, как несчастна Зинаида, с нереализованным капиталом внешности, ума и воли. Не равновеликое, понимаете ли, окружение. Не может она всерьез принять неотступного ухажера Павла Александрыча Мозглякова (Сергей Демченко), при всем его обаянии и даже искренности чувства. Провинциален, и это диагноз!..

Окружение помещицы Москалевой в интерпретации режиссера — уморительная рыночная заверть (актрисы Ольга Саяпина, Алла Люшина, Оксана Бурлай-Питерова, Янина Крылова, Елена Юзвак, Людмила Ланец). Настолько, на грани фола, маргинальная, что приходят в голову актуальные соображения: вот они что значат деньги-то, братцы, вот оно что такое капитализм. Какое уж тут дворянское достоинство, какая уж тут традиция. Назначь, что почем и кто сколько стоит — и уж кто чего стоил, поминай как звали.

Опять же, режиссерские приемы, создающие атмосферу. Мне приходилось отмечать: когда-то И. Пырьев, замахнувшись на «Идиота», снял, в сущности, добротную мелодраму; и если что в ней случилось глубинно «достоевское», то это — кадр снегопада, за которым девичий голос поет блатную песенку, опошленно пересказывающую мрачную сюжетную линию Настасьи и Рогожина: «Присяжные рыдали и плакал прокурор, когда ему читали суровый приговор...»

Свирко идет вослед — у нее уездная сплетница Софья Петровна Фарпухина (Ирина Охотниченко) является, распевая: «Шли два уркагана с Одесского кичмана», — а на словах: «Может, я и сама полковница», — напяливает на голову буденовку. Стеб этот не нов (вспомним, как в начале 70-х престарелый жених в «Укрощении строптивой» И. Владимирова предъявлял «последнюю флюорограмму»), — не нов, но действует безотказно. А эти лающие девочки Фарпухиной (воспитанницы театра-студии «Призвание»): ублажающие похотливого Князя К. танцульками подростки, в возрасте «щенок о пяти ног», потому и лают, — но на мысль приходит: «сучки» — будущие уездные законодательницы нравов...

Центр всей заверти амбиций, ущемленных самолюбий, подковерного соперничества — слабоумный Князь К.: Георгий Красноперов блистателен в этой гротескной роли, прорисованной просто-таки с филигранной точностью. И, опять же, не судите! Смех смехом, но, когда, разоблаченный мордасовскими кумушками во всех своих фальшивых составляющих, Князь, заметив оскорбленно: «Нос не трогайте, нос-то настоящий», — с достоинством распрямляется, мы в изумлении видим сухощавое, гневное, породистое лицо и смекаем: аристократизм не пропьешь. Аристократ, он и в маразме голубая кровь...

Смекаем. «Ибо мы отчасти знаем и отчасти — пророчествуем»...

Тина Арсеньева. Фото Олега Владимирского



Ответьте пожалуйста
Оцените наш сайт
Всего ответов: 33
В материалах сайта
Юбилей! Вылкун Кот в сапогах Счастье моё Стеклянный зверинец Божьи коровки возвращаются на землю Филумена Мартурано Кошкин Дом Ну Волк погоди Светофорушка Спасибо Барби Эх я как Царевна-Лягушка Я считаю до пяти СОУР Прощай овраг Солнышко внутри Принцесса и Трубочист Про Иванушку-Дурачка Похищение Джонни Дорсета Остров сокровищ маугли Баглюков Хрустальный башмачок Кочетов Валять дурака не запрещается Волшебные башмаки Игры на заднем дворе Кайдашева семья Любарская Мужчина - ошибка природы Две Бабы-Яги Лавренюк Ивасик-Телесик ЧП Про мою маму и про меня Двенадцать месяцев Приключения Буратино Золотой ключик Кайдашева сiмя Вверх тормашками Самый лучший Карлсон У ковчега в восемь аншлаг Дядюшкин сон Сердце в ладонях Шельменко-денщик И снова будет месяц май Потап Урлов Госпожа Метелица Юзвак Министр Её Величества Пискарёв Принцесса Пирлипат Скальская-Швец Тайна королевской мантии Моя профессия - синьор Варшавская Мелодия Ловушка для божьих птах Экипаж зелёной волны Гамлет-класс! Волшебная лампа Алладина Дорогая Памела Мещанин во дворянстве Охотниченко Ночь Святого Валентина Женин Мякиш и Нетак Непоседа фанатки Гульченко Журавель Гордиенко Коршунов Пинчук Карлсон Здание ТЮЗ Маленький принц Карева Губская Удивительный случай Саяпина Ланец Севырина Про меня и про мою маму Михайленко Сальников Петрусевичюте Тильтиков Ставро Лищук Варчук Костюк Гирс Фролов Храмчихин Тайна буття Белая Аня Люшина Раду Бал Чёрного моря Ложичевская Бурлай-Питерова Минкина Диманис Борисенко Мешкова Пляшкова Березовская Войновская Красикова Левченко Томкеева Ревякина Смагина Осташевская Остапчук юбилей Баль Грекк Демченко Аня Белая Наумцев Краснопёров «Крымский ковчег» Гловацкая Шаврук Околот Попович фестиваль Макеевка Юбилей! Гончар Воронцова «Алые паруса» Рязань Бубер Падука Гутько Крылова Костыка Ночь в театре Эскориал Желяева Афанасьева Тоша Ягремцева Малицкий шевчук Игошин Дорошенко гусар Загадка Снежной Королевы Гончар Бурлай Старинец Волшебная лампа Аладдина Фёдоров Питеров Машукова
Сайт актёров Одесского ТЮЗа  »  Автор проекта
При копировании материалов не забудьте указать ссылку на сайт
Copyright http://tuz.my1.ru/ © 2009     Хостинг от uCoz
 
Театры Москвы и Киева. Театры России и Украины *** МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Сервис авто регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web-дизайн, Flash, Photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
  ·   [17 Марта 2009]
Дизайн сайта адаптирован под браузер   Google Chrome