Вторник, 15. 03. 2011
В Одесском Театре юного зрителя поставили совсем не детский спектакль под названием «Ночь святого Валентина». Штатные театралы ТАЙМЕРА Мария Гудыма и Алексей Кравцов побывали на премьере.
Крики, вопли, стоны, пляски, вспышки из темноты плюс артисты из животного мира – такой предстает перед публикой «Ночь святого Валентина» Как удалось выяснить, сначала создателями постановки планировалось выплескивать аквариум прямо на сцену, но протесты первых зрителей, пожалевших трепещущую живую рыбку, заставили отказаться от этого жестокого замысла. Теперь героиня спектакля выливает на себя часть воды, аквариум ставит на пол, и залу как бы понятно, что ей так же неуютно в золотой клетке, созданной богатым супругом, как рыбке в стеклянном сосуде. Живой белый голубь томится на сцене в своей клеточке, его в финале вынимают, пытаются запустить, но по вечерам птицы так сонны и ленивы… Любой режиссер знает, как дважды два – животные на сцене театра только отвлекают публику от действия. Андрей Маслов, постановщик из Севастополя, этой азбучной истиной пренебрег, и теперь может наглядно видеть, как зрители отдают предпочтение то мечущейся, то подозрительно затихающей рыбке и тоскующему в клеточке голубю. По крайней мере, это чистые, искренние, естественные существа, в отличие от других героев спектакля…
Плодовитый одесский драматург Александр Мардань своими творениями заполняет очень важную репертуарную нишу, ведь публике всегда интересна современная пьеса. «Ночь святого Валентина» подготовлена для тех, кто водит своих ребят в ТЮЗ на детские постановки, но и сам хочет развлечься спектаклем, не предназначенным для семейного просмотра. Сразу скажем, ставить «божественные творения» Александра Марданя, как он сам их называет, дело отнюдь не легкое. Ставят, что называется, в лоб — получается примитивно, порой до пошлости. Излишняя заумь тоже не идет на пользу, ведь герои этих пьес – не гиганты мысли и не отцы русской демократии, а обычные современные люди с кучей проблем, недостатков и комплексов. Лучше всего пока получается у режиссера Дмитрия Богомазова, который ставит Марданя в традициях театра абсурда. Но в Одесском ТЮЗе иной случай. Здесь все серьезно не по-детски. Танцы героини с ее «альтер эго» в трико и маске (Злата Скальская) даже наталкивают на нехорошие подозрения в нетрадиционной склонности к своему полу. Вокруг извивающихся дам то и дело возникают воздушные шарики, дым (это с улицы морозный ветер так проникает в богатые дома с флюгерами), искусственный снег (дело происходит 14 февраля). Стараниями хореографа из Севастополя Алены Андриановой возникают мотивы, которые драматургом в пьесе не то, что не поднимались, даже под лупой не просматриваются.
Сам Александр Мардань утверждает, что писал «Ночь святого Валентина» о человеческих ценностях: «Все пьесы про любовь, про одиночество, все пьесы про конфликт человека с самим собой». Давать какие-либо оценки новой постановке своей пьесы Александр Евгеньевич пока воздерживается.
Это право предоставлено зрителю, которому остается немногое – увидеть в главной героине Александре (эту роль в очередь исполняют Оксана Бурлай и Ирина Охотниченко) что-то близкое себе, дабы проникнуться сочувствием к ее метаниям. Трудновато, конечно! В начале действия мы видим супружескую пару в масках, пытающуюся разжечь чувства при помощи ролевой игры «Случайное знакомство»: « Лучше спросите, почему я решилась поехать с вами, хотя вижу впервые. - Потому, что верите в любовь с первого взгляда. Моего, разумеется…».
Ничего не получается, ни у супругов, ни у зрителей. Все эти разговоры о дачных домиках с флюгером, об изумрудах и бриллиантах по пять каратов плюс блестящие безвкусные наряды героини (смена платьев происходит на глазах изумленной публики, любующейся актрисой в неглиже) из разряда «богатые тоже плачут». Если это насмешка над темпераментом 42-хлетней дамы, то не очень уместная. Да с таким скучноватым и неверным супругом (роль мужа исполняют Сергей Демченко и Тарас Баглюков) не помогут никакие ролевые игры, вот разве что в комсомолку и гестаповца… Или же кто-то третий, раз узы брака столь тяжелы.
И он явился, этот третий. Святой Валентин, учившийся в параллельном классе Валя Горецкий, или призрак то ли того, то ли другого (ближе к финалу выяснится, что Валя подорвался на мине в Осетии, а принесенные им подснежники куда-то исчезли). Сергей Гутько и Сергей Фролов играют в очередь эту роль, наиболее симпатично прописанную автором. Валентину не приходится носить богато-безвкусных одежд, он хорош в тельняшке, армейских ботинках, со шрамом через все лицо. Когда он, повинуясь внезапной вспышке агрессии, пытается завалить на пол и изнасиловать свою школьную любовь, даже не сочувствуешь истошно вопящей и отбивающейся героине – сбылись ведь ее мечты безо всяких утомительных ролевых игр! Но порыв очевидно контуженого Валентина быстро проходит. И дальше все неторопливо движется к финалу, из которого можно сделать несколько выводов. Безумию и суициду героини способствовало, во-первых, излишнее богатство. Во-вторых, неудачный брак. В-третьих, тот факт, что единственная дочь вдали от нее, чему-то там учится в Америке. Отменяем богатство, браки и обучение детей за рубежом ради душевного и физического здоровья наших женщин!
Кстати о душевном здоровье. Как гласит программка, исполнителей консультировала некий психолог по имени Евгения Жан-Жак. Интересные у психологов фамилии бывают! Хорошо еще, что не Пьер-Огюстен, Мари-Кристин, Альфонс-Донасьен. А Руссо, Марат и Бонапарт с маркизом де Садом, видимо, в шестой палате остались. То есть некий театральный продукт, получившийся в итоге, сертифицирован еще и специалистом от психологии. Режиссура, уместная в провинциальных театрах 70-х годов прошлого века, усиливает свои позиции при помощи мадам Жан-Жак. Может быть (пардон за крамольную мысль), при подготовке следующего спектакля сразу к психиатру обращаться?
«Мне больше всего понравились воздушные шарики, голубь и рыбка, - признался после просмотра заслуженный артист Украины Анатолий Падука. – Правда, думаю, что через несколько представлений и голубь, и рыбка сойдут с ума! Сережа Фролов показал себя прекрасным, тонким артистом, с огромной самоиронией, его герой – самый живой персонаж. Понравилась работа сценографа Николая Вылкуна. А в целом, мне кажется, спектакль будет иметь успех у любителей жирной пищи или честолюбцев, причисляющих себя к кругу миллионеров. Для меня точкой отсчета в театральной Одессе служат другие спектакли, постановки украинского театра «Гамлет», «Украинский Декамерон», «Один»… Одним словом, не мое это, не мое!».
Что ж, при всех достоинствах и недостатках новой постановки нельзя не признать: она еще раз подтвердила, что в Одесском ТЮЗе необходим серьезный, системный подход к формированию репертуара. Воспитывая хороший вкус у юных зрителей, негоже прививать дурновкусие их родителям, так ведь?
Мария Гудыма
Фото: Алексей Кравцов