Плутни не по-деццки... вы будете смеяться
№40—41 (10595—10596) // 12 апреля 2018 г.
Скворцов — И. Волосовский,
Шельменко — И. Болховитин,
Присенька — И. Желяева
В репертуарную афишу Одесского театра юного зрителя имени Ю. Олеши добавился озорной спектакль из классического наследия — «Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко. Показ состоялся в предпасхальные дни.
Что создатели спектакля почувствовали и воплотили тонко — тут плутовская комедия. Не только потому, что денщик Шельменко оправдывает свою фамилию. В этом мирке старосветских помещиков плутуют все, кто во что горазд, по зову естества, сохраняя простосердечную невинность и неотразимое в ней обаяние!
Самое невинное в этой заверти плутней создание — Присенька Шпак, которая, обретения счастья ради... пускается в плутовскую авантюру, надувая при этом любимого папеньку. Присенька (Ирина Желяева) — ангел во плоти, аж светится. Вот же получился характер: авантюрная добродетель. В этот, впрочем, традиционный, еще европейской литературой эпохи Ренессанса обеспеченный автору пьесы, образ актриса привнесла свои неповторимые оттенки, свое чувство юмора.
Остальные персонажи — плуты волевые, с посылом. Вот Присенькин «предмет»: юный и тоже неотразимый в своем обаянии капитан Иван Семеныч Скворцов (Игорь Волосовский). Присенькой он увлечен искренне... но при этом имеет в виду и финансовые дела уладить: родители у Присеньки богатые.
Его денщик Шельменко, который замутил всю интригу, чтобы помочь влюбленным соединиться: на его жалобы подневольного человека не ведитесь. Шельменко не крепостной — он был волостным писарем, это в уезде величина! В армию своей волей пошел. И, устраивая женитьбу своего капитана, метит в управляющие к его тестю. Метода Шельменко безотказна — полуправда: он стихийный психолог. Играет Шельменко-денщика Игорь Болховитин. У Болховитина очень выразительны взгляд и мимика. Последняя — скупа, актер лицом не хлопочет, но глубина в нем есть! Берет он не внешними ужимками, а, как говорится, нутром. Не лукавая физиономия тут надобна, а полнейшая простодушная искренность: еще 80 лет — и вот вам бравый солдат Швейк...
Голубок и горлица:
супруги Шпаки —
Н. Машукова и В. Питеров
...Маменька и папенька Шпаки, Кирило Петрович (Владимир Питеров) и Фенна Степановна (Надежда Машукова): идиллия старосветских помещиков плюс домовитая Коробочка и сутяга Иван Никифорович, всё в одном флаконе! Заметим, комедия Квитки-Основьяненко явилась на свет между 1834 и 1840 годами, практически одновременно с вышеозначенными опусами Николая Гоголя, так что о влияниях и речи нет, а скорее задумаешься о типических явлениях! Шпаки — сладчайшая эксцентрическая парочка, ими невозможно не любоваться. И они, разумеется, плутишки. Не то чтобы обдурить кого-то, а просто люди практичные. Маменька норовит скормить папеньке просроченное лекарство забытого назначения — не пропадать же добру; папенька не прочь подкузьмить соседа, с которым уже лет пятнадцать в судебной тяжбе, и позлорадствовать при случае, когда хитроумный Шельменко внушает ему, что это дочку соседа похищает соблазнитель — капитан Скворцов.
ПОД СТАТЬ хозяевам их гости. Тщеславие — оно толкает человека плутовать? Еще как. Ведь хочется придать себе важности, казаться ярче, чем ты есть. Такова Аграфена Семеновна Опецковская (Инна Мешкова): чуть что — «у нас в Петербурге». И уж если что выдает в наших героинях-помещицах типичных дам полусвета, то: в каком произведении XIX века встречались вам дамы, столь самозабвенно чертыхающиеся? Уж это — только на нашем демократическом хуторе!..
Доченька этой дамы, юная Эвжени (Ольга Саяпина) — авантюристка еще та! Оторва, можно сказать. Вот что делает с нами, которые из грязи в князи, столичный политес! Эта неотразимая в своей безбашенности девочка-мажор принимает деятельнейшее участие в интриге Шельменко, жалея лишь об одном: что не она на месте Присеньки.
Приисканный Присеньке родителями жених Лопуцковский (Артем Погосян) тоже тщеславен, тоже интересничает: этот образ выписан автором откровенно карикатурно, однако у актера срабатывает чувство меры, он придает своему наивному, дурковатому, жеманному персонажу обаяние почти что трогательное. А вот горничная Мотря (Виктория Алексеева), брутальная красотка, та в своих плутнях откровенна, цинична, що маю, те й везу, — ей бы пошиться в «благородные», ради этого она на все готова.
Ну, и этот упрямец пан Осип Опецковский (Михаил Малицкий): выдать себя за интеллектуала — тот еще соблазн, и его диспуты с паном Шпаком о политике — чистейшее предвосхищение породы «пикейных жилетов»!
Актеры безошибочно почувствовали природу жанра. В их игре присутствуют как раз та самозабвенная непосредственность и та мера остранения, с которой и надобно разыгрывать водевиль и оперетту, не стесняясь их, не пытаясь ни эстетизировать «низкий» жанр, ни придать ему «глубину».
Чего мне недоставало — это момента прямого соответствия жанру: музыки и песенок. Но вот кто, можно сказать, «сделал» эту постановку, придав ей совершенно карнавальный, феерический характер, так это автор декорации и костюмов Людмила Войновская. Костюмы, парики — просто шикарны: пиршество для глаз!
Постановка — ностальгическая реконструкция. Надежда Машукова восстановила в ТЮЗе учебный спектакль выпускников Харьковского университета искусств, осуществленный когда-то народным артистом Украины Юрием Евсюковым. А учебный спектакль — какая в нем режиссура? Режиссер, умри в актере, всё ради ученика, мизансцены элементарно разведем. Вот меня и не оставляло на протяжении всего действа ощущение, что артисты... переросли постановку. Что здесь еще неисчерпаемый потенциал веселых импровизаций.
Естественно: что это был бы за педагог, чьи ученики с годами не показали бы значительного творческого роста. Однако же хочется мне — в который раз — проскандировать: «Ре-жис-се-ра!!! ТЮЗу! Эти ребята того стоят!..»
Тина Арсеньева. Фото автора