Вечерняя Одесса №164—165 (8901—8902) // 01 ноября 2008 г.
Когда на заре независимости Одесский театр юного зрителя начинал показывать спектакли на украинском языке, не обходилось без казусов. Так, помнится постановка под названием «Пришельцi» (вместо «Прибульцi»), и безграмотное название было только первым русизмом в череде других... С тех пор многое изменилось, и в новом спектакле «Iвасик-Телесик» если случайно и проскользнет русское слово, то подобные премьерные шероховатости исчезнут, когда текст накрепко осядет в актерской памяти.
Ивасик-Телесик — актер О. Кочетов.
А текст замечательный, литературно добротный. ТЮЗ в лице Игоря Коршунова имеет способного актера, режиссера и драматурга (старшеклассникам особо рекомендую знакомство с его же спектаклем по его же пьесе «Мужчина — ошибка природы»). Сюжет популярной украинской сказки Игорь обработал таким образом, что вместо спектакля для самых маленьких зрителей, как можно было бы ожидать, получилась постановка, которая наверняка заинтересует даже пятиклассников. Постановка-то многоплановая, стараниями художника Ольги Смагиной и постановщика танцев Оксаны Бурлай-Питеровой превращенная в красивую фантасмагорию. Пляски нечистой силы с огромными масками вряд ли могут всерьез напугать сегодняшних маленьких зрителей (они уже закалены жуткими мультиками да компьютерными играми).
Главные злые силы Ведьма и Змеючка «охмуряют» Забудько-Незнайку:
актрисы А. Люшина и О. Бурлай-Питерова, актер С. Журавель.
Конечно, отрицательные персонажи тут, как, впрочем, и в любом произведении искусства, гораздо ярче положительных. Чего стоит колоритная Вiдьма в исполнении заслуженной артистки Украины Валентины Губской (не зря актрисы ТЮЗов массово делают творческие заявки на роль Бабы-Яги!): взгляд, игра тембром голоса, зловещая неторопливость... В известной сказке дочь этой героини Змiючка Оленка не получила яркой характеристики, вот эту оплошность и исправляют авторы спектакля. Дикая красавица, в которой много от гоголевской Панночки, владеющая секретами природы, чтобы использовать себе на радость, во зло людям, — таков этот персонаж. Актрисы Оксана Бурлай-Питерова и Ляна Карева исполняют роль по очереди. Успехам Оксаны мы уже привыкли радоваться, о Ляне стоит сказать особо, потому что это новое и, судя по всему, ценное приобретение театра, актриса яркого темперамента, редкой точности существования на сцене, а что касается внешности, то это вылитая Салма Хайек, только лучше!
Ведьмовским чарам, заклинаниям и пляскам противостоит главный герой Ивасик и его верный друг (в сказке такого нет), получивший прозвище Забудько-Незнайко, потому как ничего не знает, а что знает, тут же забывает... Милый сельский недотепа, однако, сыграет решающую роль в победе добра над злом. Мне очень понравился в этой роли Евгений Баль, уморительно показывающий практически клоунские репризы (его герой засыпает стоя, ловит рыбу на огромную бабочку, притворяется покорным колдунье, а сам затевает восстание), но умеющий перевоплотиться совсем в другую личность, цельную и собранную, способную на самопожертвование во имя дружбы. Именно он защитит и самого Ивасика, и его заботливую матушку, и заколдованную ведьмами девушку, и ее отца-кузнеца.
А дети в зале понимают: нельзя судить о человеке по первому, поверхностному впечатлению. И это в спектакле наиболее ценно, кроме того, конечно, что перед маленькими зрителями с неожиданной стороны раскрывается поистине колдовская поэтика украинского фольклора.
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.