24 ноября 18:15
«Нет у нас ни дворян, ни мещан!» Одесский ТЮЗ поставил Мольера
Кутюрный кунстштюк.
Впервые на сцене Одесского театра юного зрителя имени Юрия Олеши появится искромётная комедия классика французской литературы Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Премьера спектакля состоится 25 ноября на большой сцене театра в 18:00. Штатная француженка ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала на одной из последних репетиций.
Над тюзовскими актёрами часто посмеиваются коллеги, говоря, что тем приходится играть «жареных лисичек» и всяческих там «Буратин». Во-первых, новая работы ТЮЗа предназначена для зрителей от 14 лет и старше (хотя всё зависит от развития ребёнка, иной десяти-двенадцатилетний, пришедший с родителями, уже вполне готов воспринимать классику), лисички и другие зверушки тут не задействованы. А во-вторых, в руках столь профессионального режиссёра, как главреж русского драматического театра в Стерлитамаке Людмила Исмайлова даже самый заскорузлый Буратино перестанет быть бревном и окажется гениальным артистом. Поскольку наша тюзовская труппа изначально талантлива, да ещё и пополнилась молодыми (или не очень, но всё же новыми) талантами, результат превзошёл все ожидания! Знатный кунстштюк, как говорили на Руси во времена Мольера или чуть позже.
К чему можно придраться: необходимо расставлять все точки над «ё», к примеру, в слове «поклёп». Всё остальное совершенно. И забавный Журден, так неуклюже рвущийся в золочёный великосветский камзол (Игорь Болховитин, ранее работавший в Белой Церкви) из понурых «семейников». И неотразимо вульгарная маркиза Доримена (Ляна Карева), вынужденная замуж выходить, пока не лопнула от любовных соков — поскуливает, подвывает в избытке чувств! И до слёз, до пьяной драки ревнующая муженька мадам Журден (Алла Люшина), за неимением богатого платьица спешно переодевающаяся уж в какое есть, ведь семья рушится! Молодые герои выясняют отношения в ошеломительном ритме, две пары влюблённых, как по нотам, проходят сцену, начинающуюся отчаянной ссорой и заканчивающуюся примирением. Такой ритм, говорит режиссёр, обусловлен современными темпами, ведь зритель за одно утро, просматривая новости, получает информации больше, чем Мольер за полжизни. От оригинала, конечно, немножечко отступили, чай, не семнадцатое столетье на дворе…
«История "Мещанина во дворянстве" — актуальная во все времена, не зря это произведение входит в школьную программу курса зарубежной литературы, — говорит директор и художественный руководитель театра Оксана Бурлай-Питерова. — Комедия написана по всем классическим канонам, в ней соблюдено триединство: места, времени и
действия, а каждый из персонажей — носитель одной из сатирических черт. Надеемся, что это игровая, весёлая история не оставит никого из зрителей равнодушными и спектакль станет одним из любимых и наиболее посещаемых в нашем театре. Выбор пьесы был продиктован существующими условиями. Спектакль создавался для нашего театра, для нашего города, для наших актёров».
«Фабула пьесы известна всем, и хотя сейчас в нашей жизни нет сословий, нет ни дворян, ни мещан, мы всё равно сталкиваемся с теми проблемами, которые были описаны гениальным автором комедии: деньги и статус, любовь и ревность, мошенничество и манипуляции, — говорит режиссёр Людмила Исмайлова. — Для меня этот спектакль, прежде всего, о любви и семейных ценностях, о мечтах и их реализации. ТЮЗу почти 90 лет, и ни разу здесь не шёл Мольер, это неправильно и странно. Наша сценическая версия сделана с некоторыми сокращениями, мы за Мольера ничего не дописывали. Думаю, что финал всех удивит, у Мольера же всегда финалы открытые, танцует модный тогда балет, а у нас балета нет... Он современным был драматургом, часто вводил в пьесы всё, что входило в моду на три дня».
Людмила Исмайлова
Верно, турецкие мотивы, все эти «мамамуши» были в моде и на слуху у французского общества в 1670 году, когда двор Людовика Четырнадцатого продолжал обсуждать визит делегации послов султана Османской империи Мехмеда Четвёртого. Чтобы приблизить тщеславие главного героя к понятным современным реалия, портной (Алексей Ильвахин) гордо именует себя «стилистом», а отчаявшиеся Клеонт (Игорь Волосовский) и его слуга Ковьель(Алексей Кочетов) переодеваются в турецкого «короля моды и гламура» с ассистентом, так легче получить от Журдена согласие на брак с его дочерью Люсиль (Ольга Саяпина).
Стилист, что не ясно?!
Клеонт и Ковьель
Люсиль укрощена (надолго ли?)
Финал и вправду удивляет, причём приятно удивляет, но пусть зрители на премьере ощутят этот эффект внезапности — не расскажем… Кое-что Мольеру всё-таки дописали, так, учитель философии (Сергей Демченко) разгоняет коллег, откровенно «быкуя»: «Оп-па, а чё тогда философия, а?! Ах, вы твари эдакие!». «Хам!» — кричат ему в ответ. «Глава турецкого модного дома месье Охрениоль» — очень, очень хорошо. «Диги-дон, диги-дон, вуаля, ку-ку!» — подводит итоги своей роли в этой истории Доримена.
Маркиза Доримена
Мадам Журден не так-то просто развести с супругом...
Мещанин Журден, приударяющий за сексапильной маркизой, в миру держит семейную пекарню-кондитерскую, всё действие происходит в окружении деревянных жалюзи, бутафорских тортиков и реальных профитролей, которые с аппетитом поедают на сцене Доримена и ушлый щёголь граф Дорант (Виктор Раду). А сдобненькая служанка Николь (Надежда Машукова), на которую с таким аппетитом поглядывает Ковьель, — сама как пышечка!
Николь умирает со смеху при виде хозяина
«Это уже не первая наша совместная работа с режиссёром Людмилой Исмайловой, — говорит художник-постановщик Ольга Горячева. — В соавторстве нам удалось поставить более десятка спектаклей в разных театрах. Но это первый наш совместный опыт в Одессе, чему я несказанно рада! Мольер очень театрален. Пространство спектакля навеяно уютными французскими улочками. В нём много света и тепла. Мне кажется, что одесситам это близко по духу. Что же касается костюмов, они навеяны последней коллекцией модного дома Луи Виттон, посвящённой Людовику Четырнадцатому, вот такое совпадение…».
Придётся выйти замуж за Доранта: «Эти безумства после свадьбы заканчиваются»
Нашим артистам кутюрные наряды очень к лицу и по фигуре, особенно учителю танцев (Михаил Малицкий), учителю музыки (Михаил Иванов), да что говорить, хорошо одеты все. Режиссёр и художник в восторге от слаженной работы цехов нашего ТЮЗа — всё делается на уровне и в срок. Будем надеяться, всё сделанное почти за два месяца будет служить театру много сезонов, так как на наших глазах рождается спектакль-долгожитель…
Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин