Труп на сцене. Смерть в Одесском ТЮЗе была не первой
Культура у нас не та, чтобы гулять свадьбы и юбилеи в дворцовых помещениях.
Старожилы рассказывают о том, как в нашем ТЮЗе, ещё когда он находился в Театральном переулке, напротив служебного входа в оперный театр, на декорациях повесился актёр на небольшие роли. Тело сняли, отменять спектакль никто и не подумал, труп лежал, на него не обращали особого внимания, переставляя декорации, всё было буднично. Этот эпизод затем воссоздали сценарист Евгений Голубенко и режиссёр Кира Муратова в фильме «Два в одном».
И вот снова на сцену выходит труп. Агата Кристи нервно курит в сторонке. Погибшему, как официально сообщается, было всего 53 года, жить бы да жить. Внуков в тот же ТЮЗ водить, на того же «Самого лучшего Карлсона».
Разумеется, следствие расставит все необходимые акценты в деле о падении бывшего милиционера с двухметровой декорации в Одесском театре юного зрителя, которое случилось в ночь после Рождества. Выяснят, кто гулял, с кем договаривался, кому платил, кому это было выгодно и всё такое. Практика проведения корпоративных вечеринок, свадеб и юбилеев в культурных и образовательных учреждениях Одессы не сегодня началась и не завтра прекратится, разве что приостановится на время после этого печального события. И не нужно делать вид, будто только начальство не в курсе подобной практики и никак в ней не заинтересовано. Собственно, только соответствующие управления и могут волевым решением и изданием специальных указов запретить использование этих помещений под кабацкие развлечения. И следить за соблюдением запрета.
Вы спросите, а что тут плохого? Скажете, в ресторанах дороговато, да и могут оказаться нежелательные свидетели гулянки. А тут кухня практически домашняя, уютно, чисто, светло. Да, и ещё можно вспомнить, какие маленькие зарплаты у артистов и воспитателей, и выставить заказчиков банкетов чуть ли не благодетелями.
Нет, так не пойдёт.
Артисты и воспитатели с этого ничего не получат, разве что подрядятся нарезать овощи, вымыть посуду и пол.
В ресторане, конечно, подороже, но зато там в штате, как правило, работают специально обученные люди, по идее, готовые предупредить появление нештатных ситуаций, а где алкоголь – там сплошные нештатные ситуации! Тут и до перестрелки, знаете ли, недалеко, как в печально известном клубе Bellini. Нам это надо в детском учреждении?
Старинный интерьер, романтика... С одной стороны, стены дворцовых помещений, в которых нынче может работать театр, детский сад или дом культуры, видели на своём веку немало торжеств, которые сопровождались застольями и танцами. С другой, культура у нас уже давно не та, чтобы подражать благородным господам. И если во время свадьбы в детском саду надо следить, чтобы свидетели не завалились в спальню малышовой группы, дабы заняться сексом, то в театре, как выяснилось, может дойти до летального исхода. Может, подвыпивший гость забрёл на верхотуру и шутки ради стал выкрикивать что-то вроде «Быть или не быть?», не удержал равновесия и свалился, ведь пропеллера у него за спиной не было, как у того Карлсона, спектакль о котором наутро малыши так и не посмотрели. Могла иметь место и потасовка. А кто должен был подумать о том, что открывая филиал кабака, нужно запереть служебные помещения, в том числе выходы на сцену?
Разумеется, сейчас начнутся претензии к дежурным, заместителю директора по технике безопасности (он должен инструктировать бражников перед банкетами, что ли?), и так далее, и тому подобное. Но не будем забывать, что в театре, как и в любом другом учреждении, за всё в первую голову несёт ответственность директор. И за творческие вопросы, и за хозяйственные тем более отвечает именно он.
Прекрасно отношусь к актёру Евгению Буберу, волею случая (а это именно так и было) ставшему директором нашего ТЮЗа. Понимаю его нежелание обделить свою семью, отказавшись от подработки в качестве тамады на тех же юбилеях, корпоративах и свадьбах.
Но директор-тамада, которого по субботам и воскресеньям горожане видят в бархатном пиджачке с микрофоном в руках по ресторанам - это не уровень для областного детского театра, тем более находящегося в Одессе, а не где-нибудь, где нет таких давних и славных культурных традиций. Как и не уровень - наличие в детском театре завлита, на личном сайте размещающего похабные вирши собственного сочинения. Ну, это особая беда нашего ТЮЗа.
Предыдущий директор, помнится, оскандалился донельзя, с пьяных глаз объявляя в театре внештатные выходные и исчезая в своей нирване, куда начальству было трудно дозвониться и ещё труднее – объясняться с невменяемым персонажем. Легко могу себе это представить, поскольку сама была озадачена как-то ночным звонком этого господина, заплетающимся языком поинтересовавшегося у меня, как прошёл мой выпускной вечер. На комплимент это было непохоже, господин просто не соображал, с кем он разговаривает. Но то дело прошлое.
А ведь был вариант заменить любителя возлияний по-настоящему грамотным, вменяемым специалистом. Имею в виду Елену Гиряеву, продюсера нескольких ТЮЗовских проектов, защитившую магистерскую работу «Проект модернизации Одесского театра юного зрителя» в региональном институте государственного управления Национальной академии государственного управления при президенте Украины. И не было бы сейчас кабацких пьянок в камерном зале, в советские времена использовавшемся под буфет. А были бы спектакли на малой сцене, мастер-классы по прикладным искусствам, создание представлений в стиле «арт-терапия» и многое другое. Предпочли тамаду, так не стоит удивляться ресторанным «негараздам».
Хоть одна хорошая новость: как-то сошли на нет видимые проявления «пылкой любви» московского режиссёра Иосифа Райхельгауза к нашему ТЮЗу. Видимо, тот факт, что областной совет решил выделять средства не на проект разрушительной реконструкции здания, принадлежащий его другу-архитектору со сложной фамилией, а на театр кукол. Кукольный театр в отличном состоянии, на очереди – украинский театр, потом, по всей видимости, капитально отремонтируют (а не разрушат) ТЮЗ. То есть, можно ждать нового всплеска интереса московского гостя в 2015 году. Но до этого ещё надо дожить, а чтобы дожить, давайте хотя бы перестанем устраивать кабак в театральном помещении, ведь ни на какой ремонт доходы с банкетов всё равно не пойдут, тем более на премии артистам.
Стыдно же перед детьми!
Автор: Мария Гудыма