21 декабря 2012 г.
Карлсон-то самый лучший, но в Одесском ТЮЗе некому расставить точки над «ё»
«Мы крутые пацаны и держим свой авторитет!»
К новогодним каникулам Одесский театр юного зрителя выпустил спектакль «Самый лучший Карлсон» – музыкальную сказку по мотивам произведений Астрид Линдгрен. Штатная домоправительница-домомучительница ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала на представлении.
Какая же прелесть этот хулиган с пропеллером и все истории, которые приключились с Карлсоном и Малышом! Мне, конечно, хотелось бы, чтобы спектакль длился и длился, чтобы на сцене оказался такой харизматичный персонаж, как дядя Юлиус, и его бы «курощали» и «низводили» посредством мумии Мамочки, но это была бы уже слишком долгая постановка, младшеклассники не выдержат... Тем более в зале жутко холодно – знаю, что это одессизм, но именно холодно и именно жутко, по-другому не скажешь.
Ребята в гардероб куртки и шубки не сдают, кутаются в них, но всё равно подмерзают и начинают вертеться, чтобы согреться, хотя на сцене происходит очень-очень интересное. Вот так же холодно сейчас в Филармонии, а во Дворце студентов вообще Заполярье какое-то, цитадель Снежной Королевы, ледяные батареи – наверное, от посещения ёлок и утренников маленьким одесситам лучше воздержаться, не то придётся все каникулы лечить простуду.
«Самый лучший Карлсон» отлично будет идти и в тёплую погоду, и наверняка станет долгожителем репертуара. Прежде всего, следует снять шляпу перед заслуженным художником Украины Николаем Вылкуном, выстроившим на сцене миленький интерьер квартиры, где проживает шведская (в хорошем смысле этого слова) семья. За окном мансарды, служащей комнаткой для Малыша, сияют звёзды и пролетает (разумеется, на тросах) очаровательный пузан Карлсон (Валентин Сальников в этой роли демонстрирует стопроцентное попадание в образ). Комбинезончик Карлсона с заплатками, одёжка Малыша, живописные лохмотья воришек и сногсшибательный наряд фрёкен Бок – заслуга художника по костюмам Оксаны Азаровой.
Малыш в исполнении Янины Крыловой – тоже прелесть что такое, даже удивительно, как легко и убедительно эффектная в ролях принцесс актриса перевоплотилась в маленького пацанёнка, которому вроде бы и хорошо живётся в семье, но только не с кем пошалить и полюбоваться звёздами. Папа в командировке, мама вечно у плиты, сестра вся во власти первых влюблённостей и свиданий, ей лишь бы под ногами братец не путался...
Режиссёры-постановщики Сергей Кочергин и Ирина Охотниченко добились от артистов и умения исполнять танцевальные па, и сохранять узнаваемые характеры персонажей (дети ведь обязательно будут сравнивать с мультфильмом). Воришки Филле и Рулле (Виктор Раду и Сергей Гутько) более чем узнаваемы, а как задорно они исполняют песенку с припевом: «Мы крутые пацаны и держим свой авторитет!». Музыка композитора Влада Ващенко отлично дополняет действие, тут и куплеты мошенников, и танго с домоправительницей, и лирические мотивы, связанные с детскими печалями.
К слову, тексты песен в данном спектакле принадлежат авторству завлита ТЮЗа, Евгения Женина (Баренбойма). Стоит поздравить Евгения Зусьевича с поэтическим успехом, но в то же время и попенять ему за то, что не исполнил святую обязанность завлита до конца, не посидел на репетициях, прислушиваясь к речи артистов, не проследил за правильностью русской речи, не расставил все точки над «ё», например, в словах «никчёмник» и «фрёкен», которые произносятся со сцены почему-то через «е». К сожалению, это сегодня общая беда: упраздняя букву «ё» в написании, мы впадаем в досадные ошибки, так что точки всё-таки лучше расставлять...
Ну, само собой, фрёкен Бок – это на сладкое, это воплощённая сдобная плюшечка, до которых она такая мастерица и охотница. Одесская фрёкен Бок не такая уж домашняя, она порядком-таки злая, внешне яркая и наступательная, одета в платье и шляпку предостерегающей чёрно-жёлтой раскраски, дамочка в соку, ей всего 72 и ни днём больше!
Владимир Питеров рисует свою домоправительницу-домомучительницу, воспитывающую детей по «железной системе» столь же предостерегающими красками. Если детям всё и всегда запрещать, как ей кажется правильным, они начинают вести тайную жизнь и из них порой получаются воришки, как из её племянника Филле! Прозрение и потеря жизненной платформы смягчают злюку, и маленькие зрители даже начинают её любить, когда она, уже спятившая с ума от «курощений» Карлсона и его подружек, летучих мышек, жалобно бормочет: «Кошечки – мяу-мяу, собачки – тяв-тяв...» Надо заново собрать свой мир по крупицам – но она справится!
Конечно, наказание эта тётушка Филле заслужила, зрители помнят, как рыдал Малыш, найдя после её уборки в своей комнате пустые полки (мы видели домоправительницу, сорвавшую с полочек картинки с изображением мальчишечьих богатств, игрушек и камешков и отправившую всё за окошко). Хорошо бы стал «Самый лучший Карлсон» спектаклем для семейного просмотра, родителям тоже полезно и совсем небезынтересно его увидеть. Хотя и педагогам, приводящим ребят целыми классами, полезно взглянуть на себя со стороны, приучать детей слушаться доброго слова, а не окрика...
Остаётся добавить, что музыкальная сказка идёт все зимние каникулы по два раза в день, в 10:00 и в 12:30. Но всё же лучше дождаться весенних каникул. Конец света пообещали нам зря, а вот тепло в отдельно взятых очагах культуры явно закончилось.
Фото: Пётр Катин
Автор: Мария Гудыма