Одесский вестник 4 ноября 2008 г. 04.11, Вторник
В ОДЕССКОМ театре юного зрителя им. Н.Островского состоялась премьера спектакля «Ивасик-Телесик» по мотивам украинских народных сказок (на языке оригинала).
В традиционный сюжет вплетаются новые герои: друг и преданный помощник Ивасика-Телесика, комический персонаж Забудько-Незнайко (Сергей Журавель), девушка Орыся (Елена Юзвак), ослепленная чарами Змеючки, ее отец кузнец Кирило (Тарас Баглюков) и Золотая Рыбка. Благодаря их появлению действо приобретает несколько иную тематическую направленность. Появляется еще одна неожиданная сюжетная линия: главный герой спектакля не только спасается от смерти, но и возвращает зрение слепой девушке Орысе, снимает действие злых ведьминых чар, расправляется с нечистой силой. Несмотря на то, что манера игры у сдержанной и властной Ведьмы (Алла Люшина) и ее энергичной и экспрессивной дочки Змеючки (Оксана Бурлай-Питерова) несколько диссонируют между собой, само действо от этого ничего не теряет. Скорее становится более очевидной разница между инфантильностью дочери и жизненным опытом матери.
А вот, наверное, и главное, что хотелось бы отметить: актеры не играют, а живут на сцене в обликах своих персонажей: они, по сути, имитируют действительность. И поэтому зритель им верит. Дети, пусть и избалованные телевидением и современными компьютерными играми, здесь в течение полутора часов совершенно забывают о том, где вымысел, а где реальность. Они следят за развитием сюжета, затаив дыхание, сопереживают персонажам. И еще одно. Приятно констатировать тот факт, что для актерской команды нет главных и эпизодических ролей: одинаково хорошо и убедительно выглядят как главные, так и второстепенные персонажи. Актеры, несмотря на совершенную новизну постановки, уже весьма органично взаимодействуют друг с другом, не разрушая единства постановки в целом. Они играют общий спектакль, а не отдельные роли. При этом, находясь одновременно на сцене, никто не забывает о том, что спектакль продолжается для всех: и для тех, кто активно участвует в том или ином эпизоде, и для тех, кто просто дополняет его своим присутствием. Вот, к примеру, две эпизодические роли Черного и Белого лебедей (Надежда Машукова и Ольга Саяпина соответственно). Не произнеся ни единого слова, при помощи одной лишь пластики, мимики, актрисы сумели не только воплотить на сцене своих персонажей, но и образовать де-факто необходимую, согласно режиссерскому замыслу, связку в финале спектакля.
Словом, премьера удалась. Улыбки детей, аплодисменты, цветы. А что еще нужно творческим людям? Зритель их понял, поверил им – и это главное. И пусть само здание театра переживает отнюдь не лучшие времена, но театр-то в нем живет, и будет жить до тех пор, пока на его сцене будут ставиться такие спектакли. Этот театр посещают, его любят. Он необходим юным зрителям, ведь для детей так важно верить в сказки со счастливым концом, верить в то, что рано или поздно добро победит зло.
Журналист: Александра Игнатенко