07/07/2013, 15:02 Культура и искусство
«Поёт моя игла о том, что так легко быть королём, но трудно в жизни быть портняжкой!».
ТЮЗ подготовил премьеру при печальных обстоятельствах
Помнить надо, что актёры не деревянные!
Королевство Ароматных Цветов в смятении. Злая колдунья Тралалунья заколдовала короля, и теперь традиционный королевский бал должен быть отменён. Зачем же Портняжка нашил столько костюмов?..
Как ни крути, тюзовский репертуар немыслим без историй о королях, принцах и принцессах, вот и решили порадовать ребят на каникулах премьерой. Но, наверное, с этим было бы лучше подождать до сентября. Бедный наш ТЮЗ, зимой здесь жутко холодно, летом невыносимо душно, только в межсезонье и посещать его с детьми.
Новая постановка Театра юного зрителя «Тайна королевской мантии» готовилась в условиях жуткой жары. Можно спорить о том, так ли уж нужно в июле детям ходить в театры, когда впору резвиться на природе и дышать свежим воздухом. Можно утверждать, что никто не знает своего дня и часа, и как было предвидеть, что после феерической сдачи спектакля 56-летний артист Виталий Лищук, исполнявший роль деревянного манекена, вообразившего себя королём, умрёт от инфаркта прямо в гримёрке.
Щадить себя творческие люди не любят, утверждают, будто сцена лечит. Да, это верно, но есть же и обратная реакция организма, когда со сцены уходишь. Но давайте уже учитывать, что артисты не деревянные, а живые, и, наверное, логично позволять им репетировать в пол-ноги, ведь в день сдачи артисты с половины первого, то есть в самую жару, активно репетировали в громоздких костюмах, а в пять началась сдача спектакля.
Все, кто её видел, навсегда запомнят игру Виталия (есть такое до жути подходящее к случаю выражение: «играл, как в последний раз»). На премьере эту роль играл Валентин Сальников, уже единственный её исполнитель).
Озорная пьеса-фантазия на темы произведения Валерия Зимина в постановке Юрия Глухарёва местами даже заставляла поволноваться: а не слишком ли охотно тащим мы в детский театр надуманные политические страсти? Но, с другой стороны, разве не думают и не рассуждают по-своему о политике наши дети?
Наверное, это спектакль для всей семьи, ведь именно родители хохотнут, когда оживший, едва на него набросили королевскую мантию, манекен, в ответ на предложение министра (эту роль исполняют в очередь Михаил Малицкий и Сергей Демченко) «поесть с дороги», отвечает с нажимом: «Да я с БОЛЬШОЙ дороги!». Или когда тот же министр объявляет: «Тут пришли цыгане… вроде приличные!». «А что это за рожи?!» - восклицает узурпатор трона, указывая на зал, а министр успокаивает: «Это цветы, мы же в Королевстве Ароматных Цветов»!
Переодеваются в цыган по ходу действия пёс Пиф (Сергей Фролов и Сергей Гутько) и породистая собачка Лалалечка (Злата Скальская и Янина Крылова). Песни (на очень красивые и добрые стихи Игоря Потоцкого, кстати) и пляски нужны им, чтобы пробраться в королевские покои и освободить Портняжку (Алексей Кочетов и Влад Костыка), ведь король-манекен довольно-таки злой персонаж, коварный самодур. Королевство Ароматных Цветов ему желательно превратить в Королевство Увядших Цветов, значит, озеро нужно отравить, запасы воды продать за границу, а обвинить во всём Портняжку, который, кроме шитья костюмов для придворного бала, ни в чём не замечен…
Делайте со мной, что хотите, а я выделю игру Влада Костыки. Это стопроцентное попадание в образ, ради такого Портняжки с огромными сияющими глазами, весёлым, добрым нравом (двигаются исполнители в обоих составах прекрасно) и впрямь собаки становятся говорящими (а заодно поющими и танцующими), придумывают хитроумные комбинации, чтобы выручить его из темницы.
Ну ведь сам он, Портняжка, и виноват – зачем он всерьёз принял оживший манекен, стал поддерживать с ним беседу и потакать его имперским амбициям? Короля-то играет свита!
Не случись такого, манекен мог бы не дойти до крайностей таких, а пойти, например, по стопам своего дедушки, который честно служил манекеном в костюмерной королевского театра. Кстати, костюмы для спектакля создала Людмила Войновская, декорации – сценограф Ольга Смагина, и в финале зелёная, в белых ромашках королевская мантия разрастается на всю сцену. Увядшие цветы напьются чистой воды и снова станут ароматными, ошибки прошлого будут исправлены, злое колдовство Тралалуньи развеется… Законный правитель на сцене не появится – наверное, это было бы слишком, а манекен приобретёт своё истинное предназначение – на него опять можно вешать мантии, камзолы и платья.
Вот бы и в жизни всё заканчивалось так же хорошо, как в сказке!
Фото: Пётр Катин
Автор: Мария Гудыма