Зеркало недели № 2 (119) 18 — 24 января 1997
Одесским ребятам повезло: у них есть настоящий театр, не приспособленное наспех помещение, а замечательный театр с красивым вестибюлем с колоннами, с прекрасным зрительным залом и сценой. Но как бы красиво ни начинался театр с вешалки, все-таки суть его совсем в другом.
И тут повезло театру. Повезло, что много лет назад его, совершенно неожиданно для одесских театралов, возглавил актер Русского театра драмы Виктор Гончар - то есть человек, знающий проблемы и чаяния театра изнутри. Затем еще один актер этого же театра, Владимир Наумцев, становится главным режиссером Одесского ТЮЗа.
Наверное, непросто было начинать работу в новом коллективе. Эти сложности зрителю не видны, но лицо театра - его спектакли -спрятать невозможно. И был рожден спектакль неинтересный и вялый, на мой взгляд, просто никакой, хоть и назывался он довольно красиво - «Мудрый заяц». В нем и играть-то было нечего, а значит, и смотреть - тоже. Но если организм здоров, он дышит, растет и развивается. И появляются новые спектакли - «Пришельцы» по пьесе одесского писателя Владимира Рутковского (на украинском языке), «Кайдашева сiм'я» Ивана Нечуй-Левицкого (за него театр получил премию им. И. Нечуй-Левицкого), «Счастье мое...» по пьесе Александра Червинского «Бумажный патефон». В этом спектакле есть замечательная находка режиссера-постановщика Владимира Наумцева - сцена с зеркалом, когда герой встает на колени и, неожиданно для себя, начинает вспоминать слышанные когда-то слова молитвы «Отче наш...» Я видела, как учительница в этот момент вытирала слезы, а в антракте у многих зрителей были покрасневшие глаза. Спектакль, начинающийся, вроде, слишком легко и даже фривольно, вдруг раскрывает характеры героев и затрагивает самые глубинные струны души.
Особого разговора, на мой взгляд, заслуживают две последние работы театра. Первая - «Остров сокровищ», Роберт Стивенсон, читаный-перечитаный, виденый-перевиденый (пьеса Д.Иванова и В.Трифонова). Постановка главного режиссера театра заслуженного артиста Украины Владимира Наумцева, в оформлении главного художника театра Николая Вылкуна заслуженного художника Украины.
В театре сложилась давняя и добрая традиция: перед началом спектакля на сцену выходит педагог-воспитатель Татьяна Волкова либо Наталья Левченко. Они успокаивают зал и устанавливают тот самый контакт с ребятами, который не обрывается уже на протяжении всего спектакля.
Но вернемся к «Острову сокровищ». Звучит музыка, открывается занавес, и ребята сразу знакомятся со всеми персонажами пьесы, потому что все они поют песню о том, что их шхуна «Испаньола» поднимает паруса. Веселый заряд дан, и на сцене остается главный герой - юный Джим. Актер Олег Нирян создал образ романтичного юноши, непосредственного, порой слишком доверчивого и наивного, чем вызывал шумные и не менее непосредственные переживания у зрителей. С самого начала Джим знакомится с залом не совсем обычным способом и это не заигрывание со зрителем, это игра, которую ребята мгновенно принимают и в которой участвуют до самого финала. Они поддерживают Джима и его взрослых товарищей доктора Ливси и сэра Трелони, живо реагируют и стараются ввести в заблуждение злых и жадных пиратов.
С самого начала спектакля восхищает находка режиссера с канатами (по-морскому: концами). Когда верзила Билли Бонс (несмотря на недолгое пребывание на сцене, Валентину Станеву удалось показать скверный и грубый характер своего героя) забрасывает эти самые канаты за кулисы и вытягивает оттуда персонажи, словно из прошлого, из собственной памяти, и затем эти канаты еще много раз обыгрываются, выполняя самые различные функции: объединяют в одно целое добрых и благородных героев и в конце концов связывают злодеев.
В спектакле много удачных находок в оформлении: шхуна мгновенно превращается в остров и наоборот. Сцена с привидением вызвала восторг у ребят. Живописно и согласно эпохе одеты пираты, благородный доктор Ливси в исполнении Виктора Раду и добрый, но болтливый сэр Трелони (актер Борис Смирнов).
Спектакль наполнен музыкой и песнями (музыкальное оформление Романа Кметь), пластикой и лихими танцами в постановке балетмейстера Бориса Борисова.
Джон Сильвер в исполнении Михаила Малицкого выглядит уверенным в своем злодействе старым пиратом, а его помощники - лжеслепой Пью (Анатолий Пирогов), Мэрри (Виталий Лищук), Хендс (Сергей Юрков) и Смит (Игорь Коршунов) - представляют собой лихой квартет жадных, жестоких, но трусливых злодеев. Каждый актер нашел краски для выражения характера своего героя.
В спектакле всего одна женская роль - вдова знаменитого капитана Флинта Белинда (в романе этого персонажа нет). Я видела ее в исполнении актрисы Евгении Севыриной. Ну что ж, когда она сбросила с себя лохмотья, изумленно ахнули не только господа Ливси и Трелони: перед залом предстала красивая, молодая, с прекрасной фигурой женщина. Поэтому слова: «Я еще смогу тряхнуть стариной!» - не очень подходили к ее облику, зато в остальном актриса была весьма убедительна, а ее «сырные страдания» привели к тому, что маленькая девочка, сидевшая рядом со мной в зале, тихонько спросила у своей соседки: «А в буфете сыр есть?» Не исключено, что когда-нибудь Белинда получит кусочек сыра от доброго зрителя.
А ведь именно доброту и будит этот спектакль. Честно говоря, когда в самом начале на сцене появились пираты, обвешанные оружием, мне показалось, что их многовато на фоне всего трех положительных героев, хотя, конечно, зло всегда превосходит количественно, ведь добро - сильнее. Сама тема романа дает неудержимую возможность «удариться» в размахивание кинжалами, пальбу из пистолетов и перегрузить спектакль жестокими разборками, но мои опасения были напрасными. Режиссер сумел так выстроить спектакль, что все пиратское осталось внешней атрибутикой, а доминирующими стали доброта, дружба, порядочность, честь - понятия почти напрочь вытесненные из того, что наши дети могут смотреть сейчас на экранах кино и телевидения.
Замечательная финальная сцена спектакля, когда движение парусов (еще одна находка Николая Вылкуна) создает полную иллюзию того, что весь зрительный зал становится шхуной, несущейся по волнам.
Песней начался спектакль и песней заканчивается, а последние слова, которые слышат ребята: «Самое великое сокровище - это дружба!». Хорошее напутствие, и не только для ребят.
На просмотре этого спектакля я узнала, что театр собирается поставить «Маугли» по пьесе В.Волькенштейна. Снова Владимир Михайлович Наумцев обратился к нетленной классике.
Но такой спектакль, как мне казалось, требует особого оформления, а значит, и особых затрат. Я понимала, что художественному воображению Николая Митрофановича Вылкуна здесь будет возможность разгуляться, но как это воплотить на сцене? Если в «Острове сокровищ» несколько ящиков, накрытых брезентом, превращали сцену то в шхуну, то в скалистый берег, то джунгли без развесистых лиан и прочего я себе представить не могла.
И вот долгожданная премьера. Зал полон, много представителей прессы, телевидения и гостей. Звучит негромкая мелодия, открывается занавес, и перед нами туманные сумерки джунглей. Завораживающие сиплые звуки сопилки словно смешались с клубами тумана и плывут над сценой, над залом... Это первая находка, а их в спектакле много.
Когда я увидела на сцене джунгли и какими средствами это сделано, мне стало ясно, почему я не театральный художник. И не режиссер, потому что когда я пыталась мысленно «прикинуть» распределение ролей на актеров ТЮЗа, то поняла, как это трудно и, наверное, больно ожидать роль. Будь я актрисой, я непременно почувствовала бы себя Багирой, несмотря на возраст и весовую категорию. Конечно, это «кухня», на которую нас никто не приглашает и тем удивительнее решение этих проблем в спектакле. Здесь две Багиры (в разных составах). Когда на сцене Алла Люшина - Багира пластичная, уверенная в своей силе, и вы понимаете, что она сможет защитить «голого лягушонка», а когда играет Валентина Гульченко - Багира изящная и гибкая, каждый ее жест осторожен и выверен, и вы снова верите, что она - надежная защита маленького человека.
Благодаря балетмейстеру Борису Борисову все актеры в этом спектакле получили возможность продемонстрировать свою пластику и танцевальные способности. Великолепен хоровод волков: актеры Игорь Коршунов, Оксана Бурлай, Олег Нирян и Юлия Пляшкова.
Естественно, что характеры зверей очеловечены и зрители порой забывают о том, что на сцене идет действо зверей, настолько драматичны и близки их поступки. Мудрую маму-волчицу представила актриса Людмила Ланец, а вот актер Валентин Станев в роли волка-отца раскрылся совершенно неожиданно. Стало как-то уже привычно, что В.Станев - грубый голос, сила, резкость характера, одним словом - вечный Билли Бонс из «Острова сокровищ». И когда я увидела его имя в программке, то подумала: «Ну здесь ему есть что поиграть, без труда войдет в роль, хоть бы когти на сцене не отросли». И вдруг я увидела совсем другого Станева: терпеливого и мудрого, неспешного и заботливого. Даже голос, который вроде сам Бог велел бы ему здесь поэксплуатировать, вдруг потерял привычную резкость, совсем другие ноты появились в нем. Вот такая произошла метаморфоза, и теперь я понимаю насколько большим может стать диапазон актерских способностей, если это увидит и предугадает режиссер-постановщик.
Совершенно очеловечены образы медведя Балу в исполнении Георгия Красноперова и старого вождя волков Акелы - актер Владимир Гордиенко. Великолепна пара: тигр Шер-Хан - артист Виктор Раду и лживый подхалим шакал Табаки. В исполнении Виталия Бушмакина он много раз вызывает негодование у ребят, но в финальной сцене умудряется растрогать их даже до слез.
Что же касается исполнителя главной роли - Маугли, то он в спектакле единственный. Это актер Сергей Юрков и, на мой взгляд, это главное режиссерское «попадание». Хоть я знаю, что актер не юн, но на сцене мы видим хорошо сложенную, в меру «накачанную» мальчишескую фигурку. Маугли убедителен и когда он маленький мальчик, и когда становится взрослым юношей. Сцена прощания его с друзьями из джунглей неизменно вызывает слезы у зрителей.
Этот спектакль учит благородству и порядочности, и несмотря на жестокие законы джунглей (не они ли сейчас порой правят и в нашем обществе?) побеждает верность и дружба.
Я не помню другого такого спектакля, где так ощущалось бы, что на сцене не просто группа актеров, а ансамбль, словно один организм с единым дыханием. Особенно ярко это проявляется в сцене «Огня». Все здесь сделано талантливо: и феерическое оформление, и хореография, и вдохновенная игра актеров.
Спектакль завораживает. Я долго пыталась понять, в чем же его магия? Кажется, дай чуть-чуть больше света (ст. художник по свету И.Грек), и исчезнет тайна, зазвучи чуть громче музыка (звукорежиссер В.Пинчук), и растает чудо, останется просто шоу.
Спектакль «Маугли» стал явлением в культурной жизни города и показал, как вырос театр и что в нем работают талантливые люди: гл. режиссер и гл. художник, балетмейстер, тридцать лет отдавший работе в театре, руководитель литературно-драматической части -Василий Бондарчук, прекрасный актерский ансамбль, готовый воплощать любые, самые смелые замыслы.
Премьерой спектакля «Маугли» театр закончил прошлый театральный сезон и с него начался нынешний. Начало замечательное. Ждем продолжения.
Автор Ольга Петренко