№112 (8652) // 02 августа 2007 г.
Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты
театр: премьера
Теннеси Уильямс — вне сезона?
Немного странное закрытие сезона произошло в Одесском молодежном театре (ТЮЗе). Было широко проанонсировано, что сезон театр закрывает 28 июля спектаклем «Филумена Мартурано», премьера которого состоялась в апреле. В минувшую субботу действительно успешно прошла эта постановка, и было торжественно оглашено о закрытии сезона. А на следующий день, в воскресенье, в этом же театре состоялся премьерный показ еще одного спектакля — по пьесе Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец». Почему он как бы не вошел в театральную афишу сезона, зачем театр сделал вид, что его не существует? Загадка для одесских театралов...
Джим и Лаура — Игорь Коршунов и Юлия Петрусевичюте.
Аманда — Валентина Губская.
Том — Тарас Баглюков.
Но спектакль, тем не менее, состоялся. И может считаться событием хотя бы уже потому, что для занятых в нем молодых актеров, как и для молодых зрителей, — это редкостная на сегодня встреча с замечательным образцом мировой драматургии. С автором, чьи пьесы еще с довоенных времен минувшего века с триумфом шли на сценах всех стран, и не без труда, но все же пробились в шестидесятые-семидесятые годы в советские театры, чтобы стать культовыми для самых искушенных театралов и завоевать сердца «широкого зрителя». Ко времени ли Теннеси Уильямс сегодня? С изломанными характерами его персонажей, с межличностными конфликтами, суть которых выше сферы материальных интересов, со всеми этими психологическими тонкостями, якобы отвергнутыми зрителем нынешнего прагматичного мира? Оказалось, что очень даже ко времени.
Инициировала создание этого спектакля заслуженная артистка Украины Валентина Губская, она выбрала для себя роль Аманды в качестве бенефисной в год своего юбилея. Обратилась к режиссеру — киевлянину Виктору Сурже, который несколько лет назад поставил с ней и Богданом Чуфусом тоже «внеплановый» спектакль на двух исполнителей — «Я стою у ресторана...», с успехом показанный в русском театре и на других площадках более сотни раз. Видно, от предыдущей совместной работы у режиссера осталось достаточно хорошее впечатление, плюс собственный интерес к Уильямсу. Предложение было принято, и меньше чем за месяц репетиций был создан спектакль по очень сложному драматическому материалу. «Малобюджетная» постановка осуществлена на средства спонсоров (их мы еще назовем). Художник спектакля — Ольга Смагина. Немалую роль в спектакле сыграло музыкальное оформление (Василий Пинчук, Максим Пискарев) и работа художника по свету, лауреата театральной премии Элеоноры Диманис.
Известно, что по первым двум премьерным показам нельзя выносить окончательное суждение о спектакле. Тем более это относится к постановке, осуществленной в столь короткие сроки. Актерам еще нужно до конца вжиться в столь сложные роли. Но уже сегодня есть четкий рисунок каждого персонажа и всего спектакля, есть режиссерское прочтение и прекрасный исполнительский ансамбль. И главное — спектакль волнует зрителя. В нем есть нерв, который достигает особого напряжения в сцене Джима (замечательная работа Игоря Коршунова) и Лауры во втором акте. Разные и по-своему интересны обе исполнительницы роли Лауры — Ольга Саяпина и Юлия Петрусевичюте. Тарас Баглюков весьма убедителен в роли Тома. Это поистине звездные роли, сыгранные не раз выдающимися мастерами сцены, но в новое время каждый новый исполнитель постигает их заново. Как и роль Валентины Губской — матери-тиранши и страдалицы, эксцентричной дамочки, компенсирующей свою неудавшуюся семейную жизнь воспоминаниями о многообещающей юности, и заботливой квочки для своих взрослых детей... Любовь и отчаяние, нежность друг к другу и взрывы раздражения, и множество других оттенков взаимоотношений в этой «по-своему несчастливой» семье... Все это крутится вокруг Аманды, она — мотор действия, и думается, по мере сценической жизни спектакля в этой роли, как и в остальных, еще проявятся нюансы, не до конца использованные в первых показах. Только бы была дальнейшая сценическая жизнь у спектакля, как-то неожиданно (похоже, и для театра) возникшего в конце сезона... И возможно, у нас еще будет повод вернуться к разговору о сегодняшнем восприятии Теннеси Уильямса и сегодняшнем воплощении его на сцене.
Помогли осуществлению спектакля спонсоры: благотворительный фонд «Милосердие Виктор» (председатель Л.С. Мороховская), ЭТП «Сцена» (С.С. Нисилевич), ЗАО «Одессавинпром» (Ш.Р. Гулиев), ООО «Одесский центр делового сотрудничества» (Л.П. Шемякин), ООО «Промтоварный рынок» (7-й километр). При содействии Одесского отделения Национального союза театральных деятелей в лице его ответственного секретаря С.В. Григорьевой.
Спасибо им всем за возможность вновь встретиться со «Стеклянным зверинцем».
Людмила ГИПФРИХ.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.