В назначенный час у Театра юного зрителя собралась толпа зрителей, и далеко не только юных. Аншлаг! Все своими силами, ну, разве что нескольких коллег-актеров из Украинского театра пригласили и совсем молодых воспитанников студии «Призвание».
Раз в 20 лет в Одессе ставят Гельдерода! Помнится, в начале девяностых гремел по городу спектакль «Проделка великого Мертвиарха» в постановке театра-студии «Современники», и, чтобы посмотреть мрачное, впечатляющее представление, театралы ездили аж в селекционный институт, где «Современники» обретались. А теперь — самая популярная пьеса бельгийского драматурга Мишеля де Гельдерода «Эскориал», написанная в 1928 году. Как хорошее вино и благородный коньяк, пьесы Гельдерода не стареют, хоть повествуют о совсем уж далеких временах. «Эскориал» приглашает во время царствования Филиппа Второго, со всеми ужасами испанской инквизиции, остротой восприятия жизни. Казалось бы, зачем?
А вот затем, считает художественный руководитель проекта Оксана Бурлай-Питерова, чтобы пережить агрессию и жестокость в театральном зале и выйти «в мир» уже добрым и чистым, с просветленной любовью душой. Мысль глубокая! Основоположник театра жестокости Гельдерод (Жан Кокто красиво сказал о нем: «Это алмаз, замыкающий ожерелье поэтов на шее Бельгии. Этот чёрный алмаз отбрасывает жестокие и благородные отблески. Они ранят лишь мелкие души. Другие они зачаровывают») не желал бы другого подхода. Прекрасная до невозможности (таких инквизиторы точно сжигали), с одухотворённым строгим лицом и копной кудрявых волос, Оксана носилась перед театром в сумерках и незримо руководила участниками пролога. Режиссер проекта Тоша Афанасьева, незаметный, но сильный и выносливый маленький солдат искусства, еще более незримо направляла действо в нужное русло.
Народ в средневековых одеяниях подшучивал над королем, покупал у монаха индульгенции во отпущение грехов, пугался незнакомца в страшной маске, следил за уличным представлением, где работали акробатка, жонглёр и танцор с огнем. А хрупкая девочка душераздирающе кричала: «Не надо огня, хватит, мне больно!».
Зрителей запустили в фойе — а там новые ужасы. Скелетик бутафорский с раскинутыми руками в клетке крестообразной, висят «повешенные» куклы, лежат «задушенные». Это инсталляция «Орудия пыток» Тараса Пантелейчука и Павла Алексеенко. Немного забавно, что прямо над головой у скелетика оказывается портрет народного артиста (в фойе театра всегда висят портреты актеров), но нас ведь и не обещали напугать до полусмерти. Публику просто необходимо настроить для восприятия главного события, спектакля, который состоится на сцене.
И вот публика допущена в зал. На сцену проскальзывают скрытые под чёрными трико и белыми масками гибкие бестии, исполняют свой зловещий танец, и мы становимся свидетелями психологического (а в определённый момент — и физического) поединка двух личностей — короля и шута по имени Фолиаль. Сей трагифарс перед нами разыграют в лучших традициях театра представления мощный, фактурный Владимир Питеров (в веке восемнадцатом за роли королей его бы на руках носили и бросали к его ногам золотые изделия вкупе с туго набитыми кошельками) и пластичный, нервный, изящный Сергей Фролов (этот блистал бы на площадях для народа, при дворе — для монархов, а церковники прониклись бы к нему ненавистью, ибо человек, демонстрируя свои совершенства, бросает вызов высшим силам).
Да, да, нужно давать возможность тюзовским ребятам ставить и играть «взрослые» спектакли, они делают это вовсе не по-детски, завораживают своей игрой, точностью, чувством стиля. Огромный трон, на котором даже крупный король выглядит скукоженным пигмеем, а шут — неведомо каким ветром занесённым пауком с гибкими лапками... На славу постарались сценограф Ольга Смагина, художник по костюмам Екатерина Пинчук и художник по гриму Людмила Вайновская. Персонажи предельно выразительны, а декораций минимум. Драпировки, герб — вот и все. Как в драмах из королевской жизни, которые смотрели в самых первых театрах основатели Одессы, начинающие одесситы. Распавшаяся было связь времен вдруг восстановилась, завертелась и пронизала собой лихо закрученный сюжет.
Резиденцию монарха, монастырь-замок Эскориал, куда нет доступа любви и свету, заполняет тьма. Помешанный на религии, чёрной магии, а также пытках Филипп Второй заставляет шута играть фарс, но все ужимки и гримасы ловкого актера его только злят. Почему бы не поменяться ролями?
...Шут проделывает кульбиты, подползает к своему повелителю, покорно подвергается пытке, когда монарх подвешивает его над сценой, а в яростной схватке, кажется, едва ли не готов одержать победу... А ведь из зала и впрямь выходишь с желанием стать добрее, с ощущением остроты чужой боли, чужого страдания.
Пока ребята планируют показывать «Эскориал» раз в месяц, есть планы и на следующую «Ночь в театре» через год. Будем ждать!
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского.