14.10, четверг
Новость о том, что председатель Одесского областного совета Николай Скорик предложил народному артисту Российской Федерации профессору РАТИ (ГИТИС) Иосифу Райхельгаузу стать художественным руководителем Одесского ТЮЗа, мгновенно облетела все СМИ. И... сразу же породила уйму слухов, обросла небылицами, ложными выводами, необоснованными умозаключениями и заведомо негативными прогнозами, которые, взявшись невесть откуда, буквально заполонили просторы Всемирной паутины.
О чем только не судачили, чем только не пугали: и тем, что Райхельгауз «метит в кресло» директора, и тем, что планирует «сместить с должности» главного режиссера театра заслуженного артиста Украины Владимира Наумцева, и даже тем, что артисты-ТЮЗовцы все как один «пойдут на воздух», поскольку новое начальство будет беспощадно и проведет кардинальную «чистку» творческого состава... Все эти «новости» сразу же были услышаны руководством театра юного зрителя и самим Иосифом Леонидовичем, который, решив расставить все точки над «i», незамедлительно прибыл в Одессу и встретился с артистами Одесского ТЮЗа.
К нам едет Райхельгауз... Зачем?!
Этот вопрос долго терзал умы и не давал покоя. Именно поэтому встреча мэтра с артистами-ТЮЗовцами началась с разъяснений, ответов на поставленные вопросы, услышав которые все присутствующие утвердились во мнении, что решение Иосифа Леонидовича пойти навстречу одесским властям - предвестник положительных изменений в театральной жизни города, и выгодно это в первую очередь нам, одесситам, а не ему самому. Райхельгауз - народный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), руководитель мощнейшего звездного коллектива - театра «Школа современной пьесы», который с огромным успехом гастролирует по всему миру. Иосиф Леонидович - человек занятой, преуспевающий, талантливый, трудолюбивый, самый настоящий профессионал своего дела, в чем, собственно, одесситам довелось лично убедиться, став зрителями гастрольных спектаклей «Школы современной пьесы» в августе-сентябре этого года... В общем, предложение стать художественным руководителем Одесского ТЮЗа трудно назвать для него заманчивым: работы непочатый край, да и начинать, по сути, нужно с кирпичей - у многострадального театра и помещения-то нормального нет, все на ладан дышит (причем уже давненько). Так что целесообразность вопроса «корыстных побуждений» отпадает сама собой, абсурдными кажутся и мнимые стремления занять чью-то должность с соответствующей зарплатой, которая по московским меркам и вовсе кажется смешной. Так зачем же Райхельгауз едет в Одессу? Ответ на этот вопрос был дан исчерпывающий: Райхельгауз - одессит, помнит об этом, гордится этим и готов потрудиться на благо развития родного города. К тому же отношения Иосифа Леонидовича с Одесским ТЮЗом весьма давние и теплые - творческая биография Райхельгауза начиналась именно в стенах этого театра, где он работал артистом вспомогательного состава в 1965 году. Так, расправившись с первым «пунктом» необоснованных обвинений, Иосиф Леонидович перешел к пункту второму - не менее актуальному и животрепещущему.
Условия соглашения
За все время, пока муссировалась эта тема, не единожды проговаривалось и то, что Иосиф Райхельгауз поставил некоторые условия властям, выполнение которых и станет гарантом того, что мэтр возьмется за художественное руководство ТЮЗа. Внесем ясность. По словам Иосифа Леонидовича, предложение было принято с условием реализации крупномасштабной программы, направленной на материальное и духовное возрождение одного из старейших детских театров Украины. А это, согласитесь, не совсем одно и то же: речь идет об условиях благополучного развития, о возможности «светлого будущего», процветании начатого дела, а не о пожеланиях (если хотите - причудах) конкретного человека. Что же, как говорится, было запрошено? По сути, ничего сверхъестественного - все, что попросту необходимо для нормальной работы любого театрального коллектива: приведение в порядок (реконструкция) здания, создание приемлемых жилищных и бытовых условий для штатных и приглашенных сотрудников театра, достойное материальное обеспечение путем целевого государственного финансирования и привлечения средств членов попечительского совета (создание которого также в проекте), появление в городе (на базе университета) мастерских актеров, режиссеров, сценографов, театроведов, которые в дальнейшем и будут обеспечивать одесские театры достойными кадрами. При этом, по мнению мэтра, расходы на поддержание достойной жизни театра должны быть прописаны отдельной строкой как в областном, так и в городском бюджетах, властям следует объединить усилия. На базе всего этого сугубо материального (без этого ведь в нашем случае, сами понимаете, никуда) Иосиф Леонидович, прилагая весь свой опыт и профессионализм, и хотел бы осуществлять свою работу, развивать творческий потенциал коллектива, создавать театр в соответствии с лучшими мировыми аналогами. Иосиф Райхельгауз уверен, что при положительном решении названных проблем в течение полутора-двух сезонов одесситы смогут увидеть театр мирового уровня, способный радовать местных зрителей, а также представлять и прославлять наш город на самых престижных гастролях и фестивалях. Об этих намерениях и о других планах модернизации театра Иосиф Леонидович говорил с труппой ТЮЗа. Говорил уже после того, как письмо, в котором были изложены все предложения (четко сформулированная программа действий), было передано на рассмотрение главе Одесской областной государственной администрации.
Пока - только мечты...
Мы, конечно же, понимаем, чего стоит решение этого вопроса, который, кстати, будет вынесен на ближайшую сессию Одесского областного совета. Я думаю, очень многим в нашем городе искренне хотелось бы, чтобы он был решен позитивно и все задуманное осуществилось... Вот только, если говорить откровенно, очень уж грызет этот самый червячок сомнения и в голове все вертится народная мудрость «Под выборы, что не пожелается, если не произойдет, то пообещается». Впрочем, не будем делать поспешных выводов, поживем-увидим. «Теперь - слово за вами, уважаемые отцы города», - закончил Йосиф Райхельгауз открытую встречу с артистами театра. Что ж, будем ждать результатов, надеяться на лучшее. И пока только мечтать о достойной реализации этой масштабной программы, ведь мечтать - как известно, совсем невредно.
Журналист: Нора Синицына