13/04/2013, 15:35 Культура и искусство
Сошью костюм с отливом и поступлю в актёры!
Одесский драматург устроил в ТЮЗе «Аншлаг»
У богатых свои причуды.
Одесский ТЮЗ, продолжая практику создания спектаклей для зрителей не столь уж юных, принял к постановке пьесу Александра Марданя «Аншлаг». Штатный зритель ТАЙМЕРА Мария Гудыма сидела на премьере в первом ряду.
Пьеса, о которой идёт речь – особенная. В ней поднимаются не просто проблемы сегодняшнего дня, что само по себе было бы ценно, тут выясняются отношения общества, вернее, его самопровозглашённой «элиты» и искусства, в данном конкретном случае искусства театрального. Сюжет вкратце таков. Некий олигарх (впрочем, сам Константин Георгиевич Борисов, он же КГБ, этого слова не любит) со скуки решил дать денег местному театру на постройку малого зала и на постановку своей пьесы, но это бы ещё что! Господин Борисов сами желают на сцене играть в качестве актёра, да-с, вот такой реприманд неожиданный. И всё для того, чтобы в процессе игры (а спектакль идёт каждый вечер, где только зрителей наберут для него, непонятно) поухаживать за партнёршей, понравившейся ему актрисой, произвести переоценку ценностей и, пожалуй, некую перезагрузку.
Так вот он какой, олигарх Борисов (Виктор Раду)
Молодой режиссёр Наталья Афанасьева, в театральной среде чаще именуемая просто Тошей, для этой истории придумала просто гениальный ход, о котором расскажу чуть ниже. Всё по порядку. Итак, пьеса «Аншлаг (История одного покушения)» написана Александром Марданём в декабре 2010 года. В 2011 году пьеса вошла в десятку лучших на Всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица». Переведена на немецкий, болгарский, украинский языки, поставлена в семи театрах России и Украины: в Санкт-Петербурге, в двух театрах Киева, в Луцке (в переводе на украинский язык), в Николаеве, Севастополе, теперь и в Одессе. Идут репетиции в Хабаровске и Владивостоке, премьерные показы там запланированы на июнь.
Режиссер спектакля Наталья Афанасьева
Драматург Александр Мардань
Тошина версия (а пьесы Марданя вообще не стоит ставить «в лоб», выигрывают постановщики с выдумкой) предполагает необязательность всего случившегося – в финале режиссёр (артист Олег Шевчук) просыпается от телефонного звонка, и явно с удивлением вспоминает пригрезившуюся историю с олигархом, спектаклем, актрисой и всеми делами. Это многое объясняет и снимает все возможные вопросы. Например, совершенно неудивительно, что подчинённые режиссёра, три актрисы (Ольга Саяпина, Надежда Машукова и Алёна Дмитриева), так нелепо одеты и грубо загримированы. Пусть не обижается талантливая художница по костюмам Людмила Войновская, но это ж только в страшном сне может присниться актриса, надевшая кружевное боди под платье с декольте. Даже в качестве сценического костюма. Олигарх же не поскупился на постановочные расходы? Снится всё это режиссёру, не иначе.
Надежда и КГБ - новый сценический тандем
А сам олигарх в исполнении талантливейшего, импозантнейшего Виктора Раду смотрится вполне прилично одетым, только странный атласный отлив его одеяний намекает на то, что этот искуситель театральной семьи может быть фантомом, призраком, летящим на крыльях ночи… Да не надо ж так дымить! В первых рядах кашляют же зрители, уважаемый сценограф Ольга Смагина, мы уже поверили в иллюзорность происходящего, и сам Станиславский поверил бы под угрозой такой плотной дымовой завесы.
Поворотный круг то и дело вращается, везя персонажей навстречу новым испытаниям и искушениям. Активнее других актрис за режиссёрское внимание и роль в пьесе олигарха сражается колоритная пышечка – героиня Надежды Машуковой. Это какой-то фейерверк, особенно вихревое танго в её исполнении, грозящее гибелью всякому, кто под руку или под ногу ей подвернётся ( балетмейстером спектакля стал Сергей Кочергин, постановщиком пластических сцен – актёр украинского театра Александр Самусенко). А бутылочка с распылителем, при помощи которой сия служительница Мельпомены имитирует слёзы? Высший класс. И, словно сквозь сон, то и дело всплывают в памяти героев монологи из чеховской «Чайки», а куда ж без неё? Театральный люд и вправду ею грезит.
Претендентка на все-все главные роли (Надежда Машукова)
В роли режиссёра Олег Шевчук
Весь мир, может быть, и театр, но все ли люди – актёры? Серьёзный вопрос, между прочим. И в спектакле, пожалуй, не хватает некой иронии, которую герои-артисты могли и должны бы выказывать (хотя бы пластически, видала я, как они это умеют делать!) по отношению к непрофессионалу, ввалившемуся на их театральную кухню с пачкой купюр наперевес. Профессионализм, как и здоровье, не купишь! И было бы славно, если бы во втором действии Виктор Раду, изображая сценическую деятельность своего героя, спародировал бы поведение непрофессионалов на сцене, хоть немного ослабив излишнюю серьёзность. А Надежда, героиня Ольги Саяпиной, хотя бы слегка бровь надломила в страдании от реплик партнёра. Ну и что, что за время работы над спектаклем квартиру поменяла и машину купила, пользуясь щедрыми гонорарами от господина Борисова. В любви же ему отказывает, так пусть бы заодно отказала и в праве самоутверждаться в качестве актёра. Хотя бы гримаской одной…
Такой увидел олигарх Надежду (Ольга Саяпина) в кабинете режиссёра
Вот разве что текст пьесы позволяет понять, что не всё так однозначно, не все «в восхищении», вот написала же какая-то критикесса рецензию под заголовком «Покушение на театр», хотя олигарха мало эта рецензия волнует… Надо признать – случись такое в любом современном театре, имею в виду творческую заявку олигарха на роль в спектакле, не откажут, пустят на сцену, велико искушение! С другой стороны, чем водку по подворотням, простите, по Куршевелям, так лучше бы шли наши олигархи в театры, работу театральным людям давать оплачиваемую, искусством очищаться (в лучшем случае) или просто создавать прецедент, искушать да провоцировать (более ожидаемо).
Но более ни слова, а то раскроем все сюжетные интриги – следующие премьерные спектакли «Аншлага» состоятся в Театре юного зрителя 14 и 21 апреля, начало в 19:00. Аншлагов «Аншлагу»!
Настеньке (Алёна Дмитриева) Бог велел Нину Заречную играть, а режиссёр не велит...