От скуки олигарх нанял театр с режиссером, а сам стал актером
В пятницу в одесском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Аншлаг» по пьесе известного драматурга Александра Марданя. С 2010 года постановку уже успели показать в семи театрах Украины и России. Спектакль вошел в десятку лучших на Всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица».
В начале действа зрители видят худрука театра, который работает над новой постановкой, через пару часов у него встреча в мэрии, а в планах – создания малой сцены, на которую сейчас нет денег. Беспокойства режиссеру прибавляют актрисы театра, которые пытаются отпроситься с работы, а заодно выбить для себя роль позначимее. Все меняется, когда в кабинете худрука появляется серьезный человек со странными намерениями. Константин Георгиевич Борисов (КГБ) имеет несколько заводов, остров в океане и личный самолет, однако его никто не любит и вечера олигарха пусты и скушны.
- Александр Евгеньевич написал персонажа, у которого все в жизни есть, я имею в виду материально, а главного — любви нет, - рассказывает исполнитель главной роли Виктор Раду. – И у меня нет таких благ, как у олигарха нет, зато любовь есть. Все противоположно. Близок персонаж — не близок, а сыграть его нужно, надо эту шкуру на себя примерить.
Вот и решил КГБ развлечься, играть каждый день спектакль, в котором он будет играть новую жизнь, импровизируя, и создавая новые реальности. Увидев пачку банкнот, режиссер соглашается на авантюру. И вот у театра уже есть новая сцена, а актриса, которую Борисов заприметил в спектакле «Чайка» и выбрал в напарницы, уже поменяла машину и купила квартиру. Каждый день в зале аншлаги, «в проходах стоят такие люди, что актерам хочется предложить им кресло». Казалось бы, все счастливы, но для Борисова стирается грань между игрой на сцене и реальной жизнью. Он влюбился в свою напарницу, и просит ее продолжить отношения уже вне театра.
Когда зритель видит «театр в театре» - это особенно забавно, ведь не всегда понятно где актеры изображают игру, а где уже играют для реального зрителя. На поклоне в импровизированном театре записанные аплодисменты слышатся в динамиках, но реальный зритель, находящийся в зале, продолжает хлопать актерам, играющим актеров. КГБ и его актриса на представлении откровенничают другом перед другом, рассказывая истории, как она втайне от родителей взломала потайной ящик в шкафу, а он проплыл мимо женщины в море, которая возможно утонула. Уже после поклона он приглашает ее в ресторан, а она отказывается, отмечая, что ждала комплиментов раньше, теперь же ее сердце занято. В «Аншлаге» актеры переговариваясь поднимают философские темы и показывают зрителю театр на изнанку. Артисты ТЮЗа играют взрослые роли, и им это удается сполна. Режиссерский подход даже применяет в спектакле спецэффекты, - дым, крутящуюся сцену, спускающийся светильник, который служит заодно помостом для актеров. Сцену ТЮЗа, который переживает не лучшие времена, использовали по максимуму.
- Для этого спектакля мы реконструировали сцену, потому что пока мы используем дедовские способы из-за отсутствия современных механизмов, когда, например, задник собирается в трубочку, - говорит директор театра Евгений Бубер. – Если рассказать кому-то из киевлян или москвичей, они не поверят, а в ТЮЗе это используют.
«Аншлаг» был прозван грустной комедией и действительно удачно совместил в себе эти свойства. Спектакль насыщали комедийные моменты, но все же в них было множество философских мотивов, именно за которые, наверное, к комедии добавили приставку – грустная.
Александр Подручный, WeekEnd.od.ua