Волжские хуторяне настолько суровые… Одесский ТЮЗ поставил забытую пьесу
Среда, 30. 06. 2010 Культурный антишок
В завершение сезона Одесский театр юного зрителя подготовил спектакль «Потап Урлов» по пьесе советского драматурга-«деревенщика» 30-х годов прошлого столетия Александра Копкова. Штатный театрал ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала на пресс-показе этой семейно-социальной драмы.
Ружье должно выстрелить, а ухо - отвалиться
Наш ТЮЗ время от времени создает спектакли для вполне взрослой аудитории, вот и нынче (так и хочется в связи с увиденным написать – нонече) тот самый случай. Добротная постановка на добрых два с лишним часа переносит публику из южной жары в совершенно иной мир. Волжский хутор, зимняя стужа, суровые нравы крестьян Российской империи 1913-го года. Актеры одеты в зипуны, обуты в валенки (по-местному «валенцы»). Масса действующих лиц, поступками которых во многом руководит не указанный в программке персонаж, а именно – графинчик с водкой. Герои то и дело попивают водочку, само собой, звереют и начинают выяснять отношения, в основном – имущественные.
Что удивляет более всего: авторы спектакля, а за ними и актеры, неправильно произносят фамилию главного героя, Потапа Урлова. Делать ударение на первом слоге в этой фамилии просто нелепо. Происхождение фамилии «Урлов» такое же, как у более распространенной – «Орлов», ибо «урёл» - простонародная форма слова «орел», отсюда и масса фамилий – Урёл, Урлик, Урлин, Урлов и так далее.
А в остальном, повторюсь, все добротно-предобротно, достоверно-предостоверно. Парики с бородами, конечно, местами подкачали, ну эту меру условности еще можно принять. И это странное бутафорское ухо у младшего сына Потапа, Сашки (артист Алексей Кочетов), которое делает парня каким-то полу-Чебурашкой… Казалось бы, надрали парню ухо в школе – обозначить травму красным гримом. К счастью, ближе к антракту свое «прелестное ушко» Сашка куда-то девает.
Итак, перед нами зажиточный хуторянин Потап Урлов – играет его приглашенная звезда из русской драмы, народный артист Украины Андрей Гончар. Проблема Потапа в наличии слишком большого количества детей. Все они хотят урвать себе кусок побольше из отцовского хозяйства, а дробить имущество крестьянину ох как не хочется.
- Здесь я царь! – то и дело грозно восклицает волжский король Лир.
Ну и, само собой, ружье, которое с самого начала носил с собой по сцене самый строптивый сын Потапа, Константин (Валентин Сальников), в конце концов, выстрелило. Прямо в папашу. Финал таков: все в ожидании урядника.
Автор пьесы в свое время заявил о себе как о незаурядном драматурге, обличая крестьянство, не склонное объединяться в колхозы. В 1942 году на фронте Александр Копков погиб в возрасте 35 лет, и с тех пор театры России нет-нет, да и поставят «Царя Потапа» или «Слона», но в Украине наследие драматурга оставалось невостребованным театрами. Может быть, заслуженно?..
Учение Фрейда верно и для волжской глубинки
Сценограф постановки, заслуженный художник Украины Николай Вылкун не скрыл, что в театре к данному замыслу отнеслись без должного энтузиазма.
- Поначалу все говорили: зачем такая пьеса, почему? – признался Николай Митрофанович. – Однако Бог наградил нашего режиссера не только большим талантом, но и дал ему мужество сопротивляться, бороться и отстаивать свою позицию.
Режиссер спектакля, он же главный режиссер ТЮЗа, заслуженный артист Украины Владимир Наумцев пояснил, «зачем» и «почему» такая постановка появилась на этой сцене.
- Я давно мечтал поставить «Царя Потапа», – рассказал Владимир Михайлович. - В этой пьесе заключена великая логика жизни, ее прекрасная сущность. В арсенале у каждого режиссера имеется несколько непоставленных спектаклей. Вот сегодня сбылась моя мечта, которая зародилась еще в 1975 году на гастролях в Самаре, куда я приехал со спектаклем «Царь Федор Иоаннович», где играл царя Федора. После одного из спектаклей ко мне подошел Алексей Солоницын, младший брат Анатолия Солоницына, и в итоге нашего долгого интересного общения мне была подарена тоненькая книжечка с двумя пьесами Копкова – «Слон» и «Царь Потап». Драматурга такого сегодня практически не знают; он был похоронен крепко… И Алексей мне сказал тогда: «Не знаю, как «Слона», а «Царя Потапа» ты мог бы когда-нибудь поставить». Мечта осуществилась. Лепили мы этот пирог, соображая, что он должен быть обязательно съедобен.
В процессе «лепки пирога» участвовал соавтор сценической редакции, заведующий литературной частью театра Евгений Женин. Его тезка, известный одесский актер Евгений Бубер в день пресс-показа был впервые представлен как новый директор театра.
- Мы с Владимиром Михайловичем окончили одно Щепкинское театральное училище в Москве, хотя и в разное время, - рассказал он. - И я рад видеть, что все постулаты Малого театра воплощены в этой постановке.
Легко предсказать, что редкий зритель досидит до финального выстрела, но у нового спектакля определенно будут и поклонники. Один из них – доктор философии, преподаватель политехнического университета Сергей Мельник.
- Я сидел довольно далеко от сцены и наслаждался точностью рисунка каждой роли, - поделился Сергей Петрович, – Как зритель я уже немного устал от декаданса, иносказаний, условных декораций. В конце концов, новое – это хорошо забытое старое, и не стоит выбрасывать немодную одежду из гардероба, мода изменчива, все это еще может показаться интересным… Зигмунд Фрейд был бы в восторге от пьесы, где сын в финале убивает отца, это полностью подтверждает его теорию Эдипова комплекса. Тема дележа имущества между членами одной семьи актуальна и сейчас, она в полном смысле слова вечная…
Публику ожидает премьера
Словом, работа проведена большая, кропотливая. Нужная ли? Об этом судить зрителю. Официальная премьера «Потапа Урлова» состоится 30 июня в 19.00.