№93 (9224) // 01 июля 2010 г.
О хуторе волжском замолвите слово...
Завершая сезон, Одесский театр юного зрителя подготовил спектакль «Потап Урлов» по пьесе советского драматурга-«деревенщика» 30-х годов прошлого столетия Александра Копкова.
Автор пьесы в свое время заявил о себе как о незаурядном драматурге, обличая крестьянство, не склонное объединяться в колхозы. В 1942 году на фронте Александр Копков погиб в возрасте 35 лет, и с тех пор театры России нет-нет, да и поставят «Царя Потапа» или «Слона», но в Украине наследие драматурга оставалось невостребованным театрами. Труппа ТЮЗа время от времени создает спектакли для вполне взрослой аудитории, так что «Потапа Урлова» будут играть по вечерам.
Первое ощущение от постановки: несомненная добротность. Актеры старательно погружают публику в суровый быт волжского хутора. Дело происходит зимой 1913 года. Такое уточнение важно, ибо реалии того времени, касающиеся земельного законодательства, живо обсуждаются действующими лицами. Перед нами зажиточный хуторянин Потап Урлов — играет его приглашенная звезда из русской драмы, народный артист Украины Андрей Гончар. Проблема Потапа в наличии слишком большого количества детей. Все они хотят урвать себе кусок побольше из отцовского хозяйства, а дробить имущество крестьянину, ох, как не хочется. Подобные коллизии встречаем, например, в «Короле Лире», «Кайдашевой семье», «Вассе Железновой», вот только в упомянутых текстах сквозит определенная нравственная основа, можно вывести какую-никакую мораль.
В тексте Копкова постановщиками сняты морализаторские акценты, это просто зарисовка грубых нравов, герои легко переходят от реплики «Кормилец наш!» к реплике «Стреляй душегуба!». Это несколько странно для театра, чья высокая миссия — не столько отображать, сколько воспитывать нравы. Впрочем, может быть, со временем в спектакле появятся какие-то узловые моменты, которые сделают более ясной конечную цель его авторов.
Покамест можно получить удовольствие от того старательного реализма, с которым артисты воплощают разнообразные характеры своих героев. Прямо скажем, абсолютно положительных героев на этом хуторе не водится. В чем-то симпатичнее всех вместе взятых Урловых петербургская барышня Елена (Злата Скальская), которую необдуманное замужество привело в мир чуждый и враждебный ей — маленькой, изящной, «аккуратной», как выражается грозный тесть Потап, мнящий себя царем на своем хуторе...
Откровенно антипатичен лживый, корыстный, промотавшийся муж Елены Павел (Владимир Питеров). Под стать друг другу пышущая здоровьем другая супружеская пара — сын Потапа Степан (Сергей Демченко) и жена его Фекла (Надежда Машукова). Только эта сила — разрушительная, наглая, нахрапистая, не щадящая близких людей. Непутевый Мишка (Игорь Коршунов), покладистый Сашка (Алексей Кочетов), строптивый Константин (Валентин Сальников) — вот и все сыновья Потапа. Есть еще дочери: цветущая красотка на выданье Любка (Ляна Карева) и подросток Машка (Светлана Виноградова). У старшей уже хватка — палец в рот не клади, у младшей пока на уме только куклы да пряники. А всего жена Потапа, верткая, дипломатичная, страдающая Катерина (Валентина Гульченко), родила семнадцать детей. Да не все из них выжили... Именно она и крикнет Константину в финале: «Стреляй душегуба!».
Есть еще в спектакле доживающий свой век на печи без должного почтения Эраст Урлов, отец Потапа (Владимир Гордиенко); добродушный безымянный нищий (Игорь Тильтиков), неравнодушный к водочке крестьянин Гаврило (Виктор Раду) и переживающий за папашу сынок его Гришка (Сергей Журавель).
Сценограф постановки, заслуженный художник Украины Николай Вылкун не скрыл, что в театре к данному замыслу отнеслись без должного энтузиазма.
— Поначалу все говорили: зачем такая пьеса, почему? — признался Николай Митрофанович. — Однако Бог наградил нашего режиссера не только большим талантом, но и дал ему мужество сопротивляться, бороться и отстаивать свою позицию.
Режиссер спектакля, он же главный режиссер ТЮЗа, заслуженный артист Украины Владимир Наумцев пояснил, «зачем» и «почему» такая постановка появилась на этой сцене.
— Я давно мечтал поставить «Царя Потапа», — рассказал Владимир Михайлович. — В этой пьесе заключена великая логика жизни, ее прекрасная сущность. В арсенале у каждого режиссера имеется несколько непоставленных спектаклей. Вот сегодня сбылась моя мечта, которая зародилась еще в 1975 году на гастролях в Самаре, куда я приехал со спектаклем «Царь Федор Иоаннович», где играл царя Федора. После одного из спектаклей ко мне подошел Алексей Солоницын, младший брат Анатолия Солоницына, и в итоге нашего долгого интересного общения мне была подарена тоненькая книжечка с двумя пьесами Копкова — «Слон» и «Царь Потап». Драматурга такого сегодня практически не знают; он был похоронен крепко... И Алексей мне сказал тогда: «Не знаю, как «Слона», а «Царя Потапа» ты мог бы когда-нибудь поставить». Мечта осуществилась. Лепили мы этот пирог, соображая, что он должен быть обязательно съедобен.
В процессе «лепки пирога» участвовал соавтор сценической редакции, заведующий литературной частью театра Евгений Женин. Известный одесский актер Евгений Бубер в день пресс-показа был впервые представлен как новый директор театра. Он так отозвался о спектакле: «Мы с Владимиром Михайловичем окончили одно Щепкинское театральное училище в Москве, хотя и в разное время. И я рад видеть, что все постулаты Малого театра воплощены в этой постановке».
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского