Чуть менее года назад Евгений Бубер – профессиональный актер, окончивший Высшее театральное училище им. Щепкина при Малом театре в Москве, был назначен директором Одесского театра юного зрителя. Как проходило становление в новом для него качестве руководителя большого театрального коллектива, что оказалось самым сложным в работе, чем живет сегодня ТЮЗ – об этом наш сегодняшний разговор.
|
|
Когда Евгению было восемь лет, он впервые вышел на сцену в театре, которым сейчас управляет. Правда, тогда здесь еще работала труппа Музкомедии. Потом судьба – за что он ей очень благодарен – привела Бубера в Москву, в Малый театр. А по возвращении в родной город артисту пришлось заниматься, как он сам говорит, вещами «околотеатральными»…
– Я тогда играл в двух театральных студиях, – рассказывает Евгений Борисович, – театре «Перехрестя» под руководством заслуженного артиста Украины Анатолия Антонюка и в театре-студии «Суета сует» под руководством заслуженного артиста Украины Валерия Бассэля. И там, и там я многому научился. А далее начал заниматься шоу-бизнесом, организацией и проведением концертов, фестивалей. Этим, по мере возможностей, продолжаю заниматься до сих пор. Я работал не только в Одессе и Киеве, но и в Москве, Санкт-Петербурге, в Турции, Чехии, Венгрии, Египте. У меня получается видеть хорошее, поскольку «не замылен» глаз. Слава Богу, есть возможность хотя бы раз в год бывать на премьерах в Москве и Киеве, активно слежу за театральными событиями и тенденциями, делаю какие-то выводы. При этом считаю себя действующим артистом.
– А с чего началась работа в Театре юного зрителя?
– Мне позвонил Николай Скорик, тогда председатель Одесского облсовета, который видел меня в разных актерских ипостасях, и предложил возглавить театр, который был тогда «недолюбленным» в городе. Для меня это нонсенс, поскольку детскому театру всегда нужно уделять больше внимания. Если бы я стал директором театра в советское время, здесь был бы дворец. Однако и сейчас мы уже не такие «недолюбленные», как раньше. На юбилейном вечере, который проходил в конце прошлого года, у нас было наибольшее количество наград, если сравнивать с юбилеями других одесских театров. Многие люди относятся к ТЮЗу, как к музею: «Мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть». Люди видят, что театр стоит, а зайти сюда, копнуть, что здесь происходит, не у всех есть желание.
– Сейчас, насколько я знаю, идет работа по созданию на базе ТЮЗа культурного центра?
– Представители новой власти, в частности, заместитель председателя облсовета Алексей Гончаренко заинтересовались этим вопросом. Во главе идеи стоит Иосиф Райхельгауз. Вокруг него и ТЮЗа ходят всякие недомолвки. На самом деле то, что предлагает Иосиф Леонидович, требует не просто уважения, но и мобилизации всех возможных сил. Он хочет создать театрально-культурный центр под названием «Одесский театр», совершенно не умаляя при этом значимость ТЮЗа. То есть наша труппа и репертуар останутся. Многие этого почему-то не понимают. Наверное, потому что и к плохому привыкаешь. Но это не мой вариант. Я хочу, чтобы люди, которые служат в этом театре, приходили сюда, зная, что не только они что-то должны, но и им должны тоже отдавать что-то взамен. Поэтому хорошие бытовые и материальные условия – это одно из первых направлений работы по созданию культурного центра.
– Что собой будет представлять этот центр?
– Здесь должна быть крепкая репертуарная политика, основанная на произведениях авторов, непосредственно связанных с Одессой. Это Пушкин, Бабель, Олеша, Паустовский, Жванецкий. Кроме того, современные одесские драматурги. Также планируется привлекать знаменитых одесситов – режиссеров, продюсеров, как то: Питер Брук, Петр Фоменко, Михаил Левитин, Николай Губенко. Кроме того, планируется создание учебного заведения при театре и организация театрального фестиваля. Нужна и театральная лаборатория, где бы артисты могли пробовать что-то неизведанное. То есть все нужно выводить на совершенно другой уровень. На данный момент нас заставляют себя чувствовать провинциальным театром, но мы не хотим и не будем таковым. Потому что у нас есть силы, желание, не хватает только возможностей. Сейчас огромное количество людей предлагает свои идеи по развитию театра, защищает диссертации на эту тему. Но это все превращается лишь в какие-то буквы, которые никогда не будут осуществлены. Чтобы что-то понять, нужно находиться здесь. Меня подкупает заинтересованность областных властей в том, чтобы этот проект был осуществлен. Потому что нам могут выделить деньги на реконструкцию, но ведь от изменения формы не поменяется содержание. Поэтому я за глобальные перемены, и перемены к лучшему.
Уже создана комиссия, куда входят Иосиф Райхельгауз, Алексей Гончаренко, я и представитель одной строительной компании. То, что сейчас происходит, позволяет мне почувствовать крылья, и я никому не позволю их подрезать. Нас поддерживают не только областные, но и городские властные структуры. У меня в планах проведение 1 июня благотворительного концерта в помощь развитию ТЮЗа. Необходимо также привлечение местных «звезд» и меценатов, людей, которые могут помочь финансово и не только, чтобы мы уже потихоньку шли вперед, не дожидаясь государственных денег. Если центр создадут, то он будет уникальным.
– И есть люди, которые уже готовы финансировать этот проект?
– Мы пытаемся заинтересовать этим проектом. Я думаю, что такие люди найдутся, потому что хороших людей больше, чем плохих. У всех нас есть дети, внуки. Их нужно воспитывать, а краеугольные камешки такого организма, как человек, закладываются в детстве. Поэтому я надеюсь, что найдутся люди, которые поделятся с детством. Сейчас все происходит довольно быстро. Иосиф Райхельгауз очень действенный человек, рефлексирующий, а мы же не привыкли так. Ведь по Дерибасовской не бегут, а прогуливаются. А у него для этого нет времени. И у меня особого желания ждать нет.
– Как труппа восприняла эту идею?
– Труппа боится, поскольку витают мысли, что если театр закроется на ремонт, он больше никогда не возобновит свою деятельность. А если и откроется, то в некоем другом качестве, не имеющем отношения к театру. Я понимаю, почему так происходит. В былые времена сюда приходили толстосумы, смотрели, щупали, что здесь и как, желая заполучить это здание. Наверное, страх остался с тех времен. Сейчас должно быть движение вперед, некая эволюция. Поскольку хочется, чтобы о ТЮЗе говорили как о хорошем, серьезном театре. О коллективе говорили, о его большом творческом потенциале, который есть. Его нужно просто-напросто достать.
– В любом случае, культурный центр – это пока проект. А чем живет театр сегодня?
– Недавно мы показали новый спектакль «Принцесса Пирлипат» по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», который, по мнению многих зрителей, стал лучшим спектаклем новогодней театральной кампании. Также был подготовлен творческий вечер, посвященный 80-летнему юбилею театра. В начале марта мы представили спектакль для взрослых «Ночь Святого Валентина» по пьесе нашего земляка Александра Марданя. Кроме того, главный режиссер нашего театра Владимир Михайлович Наумцев принимается за постановку блистательной пьесы Григория Горина «Дорогая Памела».
Кроме того, у нас в этом году будет два юбилея. Народному артисту Андрею Петровичу Гончару исполнится 75 лет и 85 лет – Галине Трофимовне Осташевской, корифею нашего театра, нашему ангелу-хранителю. Раневская говорила: «Из театра исчезла трепетность». Вот Галина Осташевская – это для нас символ трепетности. Она давно не выходила в главных ролях в спектаклях, мы готовим ее бенефис. Для детей мы хотим поставить к Новому году мюзикл «Карлсон, который живет на крыше». Это российский проект, довольно дорогой. Мне бы хотелось замахнуться именно на это произведение, ведь оно не нуждается ни в какой рекламе. Карлсон – это святое! Без истин, заложенных у Астрид Линдгрен в этом произведении, маленький человек не сможет стать взрослым.
– Так как на посту директора Вы сравнительно недавно, обращаетесь ли за советом к директорам других одесских театров?
– Я советуюсь с Валентиной Михайловной Прокопенко, директором Украинского музыкально-драматического театра. Это профессионал высокого класса. Она меня консультирует, а я, в свою очередь, ее «терроризирую». Также я советуюсь с Надежной Матвеевной Бабич, которая сейчас возглавляет Оперный. Она хорошо знает букву закона, а у меня нет юридического и экономического образования.
– Что для Вас самое сложное в нынешней работе?
– Слушать и слышать. Потому что в театре очень много людей, все они разные, разные характеры. Поэтому необходимо пытаться сделать все, чтобы коллектив был единым целым. Некоторые думают, что место директора намазано медом. Вот я с мая ищу, где же эти волшебные соты, из которых течет мед, но почему-то никак не могу найти. На самом деле – это тяжкий труд. Мне приходится открывать в себе какие-то новые грани, качества, которые раньше дремали. Я довольно мягкий человек, а эта должность заставляет меня находить с этим качеством какой-то консенсус. Не в моих правилах стучать кулаком по столу, кричать на кого-то. Вообще, я привык разговаривать с людьми, умеющими мыслить. Таких в мире мало. Хотелось бы, чтобы окружающие тянулись к размышлению, анализу, а не жили в каких-то иллюзиях. Если не сделаешь сам, за тебя это не сделает никто.
Автор:
Марта Баранова