Молодежный театр при одесском ТЮЗе уже не первый раз радует зрителей «взрослыми», очень трогательными и яркими спектаклями. Видимо, специфика работы с детьми накладывает отпечаток и на постановки для старшего поколения – они получаются искренними и убедительными. Имея огромный опыт сценического воздействия на самую непосредственную и не обремененную условностями часть публики, играть для взрослых намного легче. Но после прочтения пьесы Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», которую в качестве дипломной работы ставит на сцене ТЮЗа выпускница московского театрального училища им. Щукина Ирина Охотниченко, появились сомнения. А смогут ли «тюзовцы» превратить разрозненные и разноплановые школьные сочинения главной героини Ленки в единое целое? Смогут ли передать ту остроту чувств и эмоций, которые испытывает юная девушка, делающая в жизни первые самостоятельные шаги и пытающаяся найти ответы на вопросы экспериментальным путем, через собственный опыт?
Пока на сцене выставляли свет и готовились к «прогону» спектакля, Ирина Охотниченко рассказала, что все герои пьесы Елены Исаевой – вымышленные, но именно с их помощью автору удается синтезировать образы мамы и дочери, главных сценических персонажей. И при их непосредственном участии приоткрыть дверь во внутренний мир подростка, которые познает взрослую жизнь. Основной же связующей нитью является родительская любовь, которая в пьесе представлена мягким штрихом во взаимоотношениях поколений. На сцене это – конфликт двух индивидуумов, извечная проблема родителей и детей.
«Что такое любовь? Это действие. В данном случае, действие со стороны мудрой и всезнающей мамы, которая пытается дочери помочь найти себя в жизни. А действие неизбежно приводит к конфликту», - считает Ирина Охотниченко.
Необычная форма общения со зрителями, когда очень важные моменты становления личности и познания мира представлены в виде школьных сочинений, словно бы возвращает в детство. Когда кажущиеся нам сегодня мелкими проблемы имеют первостепенную важность. Взрослым легко судить об этом с высоты собственного опыта многие из нас почти забыли, что значит горечь от первых «взрослых» открытий и радость первых побед. Но – действо начинается, и вот уже банальная история о любимой кукле, которую 5-летняя Лена решает подарить подруге на день рождения, ее внутренних терзаниях и колебаниях, осознании того, что подарок не будет столь дорогим для другого человека, заставляет мурашки бегать по коже. Принципиальный вопрос воспитания силы воли и понятие о том, что дарить нужно только то, что дорого тебе самой, натыкаются на детское желание сохранить любимую игрушку. И порождают совсем недетский вывод о том, что если кому-то отдавать самое дорогое, что у тебя есть, является ли это действительно дорогим? Первый жизненный урок получен.
Череда новых открытий о том, что служители искусства – обычные люди, а любовь не всегда является поводом для того, чтобы быть вместе, эмоционально и очень контрастно показывает различные стороны нашей жизни глазами девочки-подростка. И то, что взрослые часто пытаются порой скрыть за красивыми фразами и поступками, предстает обнаженным и заставляет уже задуматься не только детей, но и их родителей. Ведь создавая миф об устройстве общества, мы, сами того не ведая, направляем малышей по ложному пути. И чем сильнее у них будут заблуждения, тем большим окажется разочарование от знакомства с миров взрослых, где часто все оказывается с точностью наоборот. Правда, дилемму о том, надо ли лишать ребенка детства или же следует осознанно ограждать его от ненужных житейских потрясений, каждому из родителей придется решать самостоятельно. А, может быть, последовать выбору главной героини и по мере взросления дочери приоткрывать ей житейские мудрости, скрашивая боль от разочарований материнской любовью и поддержкой?
«Каждое из школьных сочинений – это, по сути, шесть уроков жизни, которые получает Ленка. Но эта постановка рассчитана не только на подростков от 15 лет, но и на взрослых. Возможно, спектакль позволит родителям и детям лучше понять друг друга», - считает Ирина Охотниченко.
… А актерам – открыть в себе новые черты и таланты. К примеру, Надежде Машуковой, исполняющей роль Ленки, за месяц пришлось научиться играть на фортепиано и вспомнить собственное детство. Евгении Севыриной – освоить премудрость танца и вжиться в образ мамы. Бесконечные дебаты во время репетиции о том, как должна звучать та или иная фраза, как максимально точно передать те эмоции, которые бушуют в душах главных героинь, как раскрыть личную драму каждого из персонажей и при этом не потерять нить повествования, то и дело пересыпались актерскими шутками. Такова уж натура служителей Мельпомены – в реальности ко всему относиться со здоровой иронией, а на сцене жить жизнью своих героев, «пропуская» через себя их проблемы. И, видимо, эта особенность позволяет рождаться спектаклям, на премьеры которых билеты раскупаются «под ноль», а публике не остается иного выбора, кроме как «включаться» в процесс и открывать для себя тайны человеческой души, изменчивой и многогранной.
Автор: Svetlana
Фото: Buka
25 мая 2009