№167 (9298) // 09 ноября 2010 г
В одесском Театре юного зрителя состоялась премьера театральной фантазии «Принцесса Пирлипат» по Эрнсту Теодору Амадею Гофману. Известная сказка «Щелкунчик и Мышиный король» получила в Одессе новое прочтение.
Режиссер из Москвы Андрей Горбатый оправдал возложенные на него ожидания труппы — спектакль оказался захватывающим зрелищем как для детей, так и для сопровождающих их взрослых.
Правда, родители маленьких зрителей несколько обеспокоены тем, что их детям понравились отрицательные персонажи — Мышильда и ее сынок Мышиный король. Свою обеспокоенность они выражают на страницах театрального интернет-форума, где развернулось горячее обсуждение спектакля. Но тут как раз ничего страшного нет: гротескные образы не олицетворяют абсолютное зло, это смешные пакостники, которых можно тапкой загнать в подвал и радоваться жизни дальше. А сыграны они прекрасно — вот и успех. Хуже было бы, если бы дети пугались страшных и зловещих грызунов-злодеев, ведь верно? В общем, чувствуется, что отвыкли родители от совместных походов с детьми в театр, а теперь такую возможность ТЮЗ им предоставляет, назначая начало некоторых спектаклей на 18 часов.
«Принцесса Пирлипат» приблизилась к своей публике. Сцена выдвинута в зал за счет помоста, актеры то и дело оказываются среди рядов. Декорации — шкаф, клавесин и волшебный шатер с круглым отверстием, этакая вселенская дыра, которая поглощает персонажей в моменты совершения волшебства (это когда за дело берутся силы добра) или колдовства (это когда свои позиции отстаивают силы зла). Когда крестный Дроссельмеер (Виктор Раду) дарит девочке Мари (Янина Крылова) кукол, шкаф открывается, и герои с нарочито механическими движениями, словно фарфоровые фигурки старинных заводных часов, появляются из раскрытой дверцы. Этот прием настолько красив, что его можно было бы повторить, развить, но, к сожалению, этого не происходит...
Итак, мы в Марципановой стране, где Король и Королева очень любят жареные колбаски (современные дети о марципане имеют смутное понятие, а ведь у Гофмана мыши отвоевывали не только колбаски, но также драже и марципан). Спонсор театра и конкретной постановки — известная фирма «Векка», вот и герои упоминают о колбасках данной фирмы. И пусть будет стыдно тому, кто об этом плохо подумает! Без поддержки спонсоров ТЮЗ вряд ли в состоянии сегодня выпускать спектакли для наших детей, так что трижды спасибо фирме с ее колбасками!
Мари (она же в сказочной обстановке превращается в принцессу Пирлипат) в исполнении Янины Крыловой — милое, в меру эгоистичное, в меру душевное существо. Заколдованная мышиной королевой Мышильдой, она теряет свою красоту, ее лицо закрывает жутковатая зубастая маска Щелкунчика. А когда добрый влюбленный принц (Алексей Кочетов) избавляет ее от колдовства, но сам превращается в Щелкунчика, она отворачивается от него... К счастью, проснувшаяся совесть помогает ей одуматься, снова вступить в борьбу со злом в лице Мышильды (Ирина Охотниченко) и ее сынка, Мышиного короля (Сергей Фролов).
У мышиной парочки масса эффектных танцевальных выходов кабаретного толка, это классический типаж одесской мамочки, не видящей в своем дитятке недостатков и способной на всяческие крайности ради родной кровинушки. Смешно и поучительно! А принц с принцессой изящно исполняют вальс, это их танцевальная характеристика, над ними не посмеешься, как над мышиным семейством, — каждое движение отточенно и красиво...
— Я рад, что все артисты говорят на хорошем, великолепном русском языке, — комментирует руководитель Одесского театрального лицея, заслуженный артист Украины Анатолий Падука. — Понятно, что это стало возможным благодаря притоку свежей русской крови. Радует также игра артистов, здорово, что они стали еще лучше работать, в этом заслуга режиссера А. Горбатого. Актеры очень органичны, правда, органика у всех разная. У кого-то органика аффекта, у кого-то — замечательная техника школы представления. Надя Машукова и Игорь Коршунов, эта королевская пара, полны юмора, у них очень хорошие костюмы и парики. Приятно, что вернулся в труппу Тарас Баглюков, который играет Генерала, и весьма радует работа балетмейстера-репетитора Елены Кочергиной, это помогло раскрыться в танце даже Принцу, моему ученику Алексею Кочетову, чьей пластикой я никогда не был доволен...
«Принцесса Пирлипат», судя по всему, надолго задержится в репертуаре ТЮЗа, а уважаемым родителям не стоит пугаться отрицательного обаяния Мышильды с ее шебутным сыночком. Одна из маленьких девочек заявила, что хочет быть такой же красивой, как Мышильда. Ирина Охотниченко в пышном парике, черных лосинах и забавном сюртучке действительно очень эффектна, да еще и узнаваемо вынюхивает что-то своим носиком. Но, добавила девочка, рожать такого сына она не будет, «а то придется стать плохой». Дети-то все как раз правильно понимают! Вспомним, какой восторг вызывал, например, Михаил Водяной в ролях далеко не благостных персонажей, например, Попандопуло, и все встанет на свои места. А многие девочки-зрительницы хотят «быть такой же красивой» не как Мышильда, а как принцесса Пирлипат, и встретить «такого же красивого Принца». Но дело, конечно, не только в привлекательности облика того или иного героя. Пусть дети не сильны в формулировках, но во время спектакля им ненавязчиво, без малейшей назидательности театр объяснил: внешность — не главное, бросать друга в беде из-за того, что его лицо стало менее смазливым, — нехорошо и некрасиво. И чудо заключается не столько в том, чтобы найти волшебный орех кракатук, сколько в том, чтобы обрести родную душу.
Мария Гудыма.
Фото Олега Владимирского.