На Руси испокон веков бытовала народная мудрость о метле, переломить пополам которую очень сложно. Но достаточно распустить ее по прутику, и каждый из них в отдельности уничтожить не составит труда. В этой простой и образной притче не стоит искать глубинный философский смысл, но в переложении на любую семью, общество, государство ее правота подтверждается ежедневно. Новую постановку Одесского театра юного зрителя им. Островского по пьесе Александра Копкова «Царь Потап» можно без преувеличений назвать патриархальной, декларирующей именно те семейные ценности, которыми дорожили наши предки. И одновременно – весьма противоречивой, так как создатели спектакля показали обратную сторону медали больших и крепких семей, в которых рано или поздно встает вопрос самоопределения детей. На допремьерном пресс-показе новой работы главного режиссера театра Владимира Наумцева, приуроченной к его юбилею и анонсированной как семейно-социальная драма, побывали корреспонденты «G».
О самой пьесе, как и об ее авторе, зрителю сегодня мало что известно. Александр Копков, которому как драматургу пророчили большое будущее, на рубеже 30-х и 40-х годов прошлого века был признан антисоветским элементом, а в 1942 году погиб на фронте. Поначалу его произведения входили в список запрещенных, а после, когда все запреты были сняты, острые социальные, а порой даже сатирические пьесы Копкова оказались невостребованными. К Владимиру Наумцеву тонкая брошюрка с двумя произведениями драматурга попала совершенно случайно почти 40 лет назад. И в канун юбилея главный режиссер ТЮЗа смог осуществить свою мечту – поставить на сцене родного театра «Царя Потапа». По его признанию, ценность пьесы не в том, что она неизвестна современным театралам, а в том, что произведения Копкова – это та самая классическая драматургия, которой сегодня так не хватает зрителю. Драматургия без натяжек и логических «ляпов», которая «срисована» с реальной жизни, без приукрашивания и излишнего драматизирования действительности.
История семьи Урловых из волжской глубинки, датированная 1913 годом, сегодня была бы мало интересна публике, если бы проблемы, которые поднял в своей пьесе Александр Копков, а вслед за ним и коллектив ТЮЗа, потеряли актуальность в наши дни. Однако сложные взаимоотношения отцов и детей сегодня характерны практически для любой семьи. Как только малыши вырастают, они, за редким исключением, стремятся к самостоятельности. И тот факт, что платить за нее приходится набитыми на лбу шишками, мало кого останавливает – шишки-то свои! Цивилизованным решением вопроса отделения детей от родителей нынче также могут похвастать далеко не все семьи. У кого-то попросту нет денег купить чаду жилье, как это сделал главный герой постановки Потап Урлов, а кто-то не приемлет западную модель построения «ячейки общества», пытаясь вмешиваться в личную жизнь своего ребенка.
К чему приводят семейные разногласия, всем нам давно известно. И если самые близкие люди в результате становятся злейшими врагами, то счастья и благополучия такой семье не видать. Казалось бы, что стоило Потапу Урлову, человеку по сельским меркам весьма состоятельному, выделить выросшим сыновьям часть семейного имущества в положенный срок и отпустить с миром. Но не тут-то было! На своем хуторе Потап, роль которого блестяще исполнил народный артист Украины Андрей Гончар, является богом и царем в одном лице. У него своя правда – хозяйство делить нельзя. Иначе непутевые и недальновидные дети превратят все нажитое не одним поколением Урловых в пшик. Насколько быстро и легко можно промотать семейное состояние, показал Павел, старший сын Потапа. Актеру Владимиру Питерову удалось создать яркий образ столичного франта, который сумел получить крупную сумму от отца благодаря тому, что изображал из себя умного и перспективного молодого человека. Правда всплыла наружу после того, как ему пришлось вернуться домой, не только ничего не заработав в столице, а и спустив все полученные деньги. Кумир младших Урловых и любимец матери, Пашка моментально превратился в изгоя, который к тому же посадил на шею семьи городскую жену.
С другой стороны, своя правда есть и у сына Степки, который вот уже несколько лет живет со своей семьей в родительском доме. Молодым хочется самостоятельности и независимости, они мечтают о собственном хозяйстве, а также о возможности распоряжаться заработанными деньгами, а не отдавать их в общий котел. Но Степка откровенно глуповат, а его супруга Фекла мало похожа на рачительную хозяйку. Такая семья сможет выжить, но будет ли она счастливой и крепкой? Именно поэтому Потап Урлов не торопится отделять детей, давая им возможность научиться самостоятельности под бдительным оком родителей. Решение о разделе имущества рождается спонтанно, когда мир в семье нарушен, и Потап Урлов понимает – все домочадцы, включая жену, хотят его смерти.
Финал спектакля драматичен. Средний сын Константин, которому папаша как-то выбил два зуба, затаив на Потапа обиду, в конце концов, убивает отца. О том, как сложится дальнейшая жизнь семьи Урловых, догадаться нетрудно. Когда в доме нет хозяина, род запятнан преступлением, а право распоряжаться имуществом переходит к старшему сыну-транжиру, ничего хорошего ожидать не приходится. Но после закрытия занавеса у зрителя остается больше вопросом, чем ответов. Патриархальность и деспотизм против свободы и разгильдяйства – что лучше? И почему люди по-прежнему живут без царя в голове, создавая себе проблемы там, где их можно было бы избежать? Широта и, одновременно, скудность славянской души, мастерски продемонстрированные актерами ТЮЗа на сцене, увы, не являются художественным преувеличением. И это тот случай, когда после просмотра спектакля хочется, чтобы в жизнеописании семьи Урловых оказалось хоть чуть-чуть вымысла.
Автор: Svetlana