Необычная премьера состоялась в Одесском театре юного зрителя им. Н. Островского.
Труппа театра, игравшая до этого по большей части для детей, взялась за постановку серьезной семейно-социальной драмы некогда опального и знаменитого, а нынче полузабытого драматурга Александра Копкова.
Режиссер спектакля, почти юбиляр, Владимир Наумцев, мечтал о постановке пьесы "Царь Потап" почти 40 лет. И вот, встретив поддержку в лице молодого, но бдительного хранителя классических театральных традиций - нынешнего директора ТЮЗа Евгения Бубера, таки воплотил мечту в реальность.
Вкратце о действии пьесы: 1913 год. Огромная семья хуторянина-деспота Потапа Урлова разными путями пытается растащить нажитое непосильным отцовским трудом добро. На фоне этого раскрывается низость характеров каждого действующего лица, что вполне логично приводит к летальному исходу самого Потапа, причем, от рук собственного сына по наитию жены.
По словам известного театрального деятеля Евгения Женина, пьеса "Царь Потап" (или по версии театра - "Потап Урлов") была насильственно забыта во времена советской власти из-за своей сложности и "неудобности". "Неудобно", как отметил художник-постановщик Николай Вылкул, было и артистам. "Пьесу похоронили, потому что она сложная. Вот и сейчас возникало множество вопросов: почему именно это произведение, зачем, а нельзя ли другое и т. д.", - разъяснил он.
"Неудобно", если признаться, было и мне. Игра актеров пробрала до глубины души: при виде орущего со сцены в порыве негодования "отца семейства" подобные мгновения собственного счастливого детства так и всплывают перед глазами. Только вот параллельно возникает большое желание утопить их обратно…
"Какой прелестный спектакль! Какие декорации! Невозможно оторваться!", - восторженно восклицали зрители. А мне как-то не по себе стало. Не хочется думать ни о декорациях, ни о драматургии, ни о режиссуре. Мне просто жалко Потапа…
Наверное, оценка данного действа - это вопрос вкусов, о которых не спорят. И, наверное, все эти знатные театралы правы в том, что строго охраняют незыблемые театральные традиции. Только вот желания посмотреть спектакль снова, или посмотреть подобный спектакль у меня не возникло. Уж как-то больно удручающее воздействие он оказывает. А на последок могу только согласиться с Потапом, резонно подметившим: "А ведь получается, что каждый прав… на своем месте!".