Фестивальная Макеевка
Завершился Второй открытый фестиваль театров для детей и юношества "ТЮЗ-2009"
Восемь дней в Макеевке был настоящий праздник театрального искусства. Почему восемь, а не семь или девять? Да потому что в Украине восемь ТЮЗов и каждому театру был предоставлен один день, чтобы он мог познакомить зрителей, жюри, коллег со своими творческими достижениями.
Предыстория
Необходимость проведения таких фестивалей очевидна. Специфика зрительской аудитории, разный возраст и, соответственно, разный уровень восприятия происходящего на сцене, драматургия, язык общения - вот неполный перечень особенностей театрального искусства для детей, что требует обсуждения й обмена опытом. "Людей посмотреть и себя показать" - вечный девиз фестивалей, под каким бы названием они ни проходили. Творческим людям требуется общение с себе подобными, потому что искусство "работает" по принципу сообщающихся сосудов. Но понимать и делать - не одно и то же. Многие из нас понимают негативное влияние никотина, и большинство из "многих" не проходят мимо табачного киоска. Так было и с фестивалями ТЮЗов, тем более что организация такого мероприятия, материальная его составляющая выдвигались, в силу изменившихся обстоятельств нашей жизни, на первое место и были не под силу многим театрам даже из крупных городов. Традиция проведения фестивалей театров для детей и юношества была прервана в далеком 1992 году, и пятнадцать лет каждый театр "варился в собственном соку". В 2007 году Донецкий областной русский ТЮЗ (Макеевка) при моральной и, главным образом, материальной поддержке Управления культуры и туризма Донецкой облгос- администрации, взял на себя смелость организовать и провести фестиваль "ТЮЗ- 2007". Следует отметить, что в Макеевке под патронатом
городского головы и раньше проводились фестивали "Сентябрьское небо - детям Украины", на которые приглашались со спектаклями для детей театры из других городов Украины. Фестивальные показы были нерепрезентативными, они не отражали творческой сути театров, для которых спектакли для детей стояли на периферии их творческого внимания. И хорошо, что новое руководство макеевского ТЮЗа сумело сделать фестивали сугубо тюзовскими, собирая единомышленников, для которых постановка спектаклей для детей является не только творческой, но во многом воспитательной задачей.
Фестиваль "ТЮЗ-2007" выполнил свою задачу: прошел "смотр" театров, коллективы ознакомились с проблемами, общими для детских театров, наметили шаги совместного их преодоления. Творческая, организационная, моральная "отдача" от фестиваля были столь велики, что все захотели встретиться опять, захотели сделать фестиваль в Макеевке традиционным.
Международный статус - в будущем
На фестиваль были приглашены ТЮЗы (названия театров варьируются, а суть остается прежней) из Запорожья, Киева, Львова, Одессы, Севастополя, Сум, Харькова. Организаторы фестиваля - Донецкий областной русский ТЮЗ, Управление культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации при участии Союза театральных деятелей Украины - планировали этот фестиваль как международный: в Макеевку собирался приехать Челябинский ТЮЗ, но кризис помешал реализоваться этому намерению. Российские коллеги из Центра поддержки русского театра за рубежом командировали в состав жюри фестиваля главного специалиста кабинета драматических театров СТД России, театрального критика Ирину Кайгородову. Международный статус фестиваля в Макеевке, возможно, - в будущем, а то, что на фестивале работало международное жюри, - это факт. Председателем жюри была доктор искусствоведения, профессор Киевского национального университета театра, кино и телевидения Анна Веселовс- кая. Третьим членом жюри был заместитель председателя Союза театральных деятелей Украины заслуженный работник культуры Украины Евгений Колганов.
Каждому театру - конкурсный спектакль
Каждому театру - участнику фестиваля - была предоставлена возможность показать конкурсный спектакль для детей и внеконкурсный - для взрослых.
Мифы Древней Греции, Уильям Шекспир, Николай Гоголь, Ганс-Христиан Андерсен, Корней Чуковский, Эдмон Ростан, Уильям Теннеси, О'Генри, Ирвин Шоу - вот неполный перечень авторов пьес и литературной "первоосновы" спектаклей фестиваля.
Каждый день нес участникам фестиваля какое-то открытие: интересный спектакль, красочную, с большой смысловой нагрузкой сценографию, запоминающееся музыкальное оформление, отличную актерскую работу, колоритный эпизод. Каждый день нес знакомство с новым, по-своему самобытным театральным коллективом.
Первый день фестиваля подарил знакомство с сумским театром. Сказка "Дорога в Вифлеем" и фантасмагория "Куда идешь" показали, что коллектив в своих работах тяготеет к философскому осмыслению сегодняшнего дня: будь то библейская притча, рассказанная детям понятным театральным языком, или пьеса о современной политике. Приятно, что поиски театра находят понимание у зрителей. Не это ли является лучшей наградой коллективу?
Первый украинский театр для детей и юношества из Львова привез один спектакль - "Стеклянный зверинец" классика мировой драматургии Уильяма Теннеси. Щемящая пьеса о прощании с юностью, о необходимости покидать отчий дом была прочитана творческим коллективом так, что была хорошо понята и старшеклассниками, и взрослыми. Запорожский ТЮЗ запомнился ярким детским спектаклем "Муха-Цокотуха" по К. Чуковскому Сценическая версия сказки Корнея Чуковского подкупает яркой игровой интонацией, самоотдачей, с которой работают все актеры, и недаром эта работа была признана лучшим спектаклем для зрителей младшего школьного возраста. Вечером же зрители увидели "Романтиков" - спектакль-комедию о вечной теме - любви.
"Золотое руно" - спектакль Харьковского ТЮЗа знакомит зрителей с древнегреческими мифами. Сценография спектакля помогает зрителям лучше ощутить и понять мир аргонавтов, время спора богов. Севастопольский театр для детей и молодежи привез на фестиваль спектакль "Девочка со спичками" - не часто ставящееся произведение Г.-Х. Андерсена. Драматическая, светлая рождественская история великого сказочника, несмотря на то, что за стенами зала - ранняя осень, очень хорошо принималась зрителем. А исполнительница роли Девочки Екатерина Муханова стала лауреатом фестиваля в номинации "Лучшая женская роль".
Киевский академический ТЮЗ на Липках показал на фестивале "Шинель". Фантасмагория по мотивам петербургских повестей Н.В. Гоголя, замкнутый мир великого неудачника Башмачкина, оживший на сцене, - все это хорошо и с пониманием воспринималось зрителем, что свидетельствует о том, что юные зрители понимают, когда с ними говорят честно и без поддавков. Режиссер этого спектакля Олег Мельничук победил в номинации "Лучшая режиссура", а исполнитель роли Башмачкина Руслан Гофуров стал лауреатом в номинации "Лучшая мужская роль".
Особо хотелось бы отметить участие в фестивале наших земляков. В отличие от остальных театров, хозяева имели на фестивале для показа два дня. Это было вызвано не "наглостью хозяев", а тем, что Одесский ТЮЗ в последний момент не смог приехать, и макеевчане вынуждены были срочно заполнить образовавшийся "пустой" день.
Запланированный конкурсный спектакль "Ночь перед Рождеством» был успешно принят зрителями и жюри и собрал следующие награды: Лучший спектакль фестиваля для зрителей старшего школьного возраста", "Лучшая женская роль второго плана" - роль Гали в исполнении Анны Карунту, "Лучшая мужская роль второго плана" - роль Черта в исполнении Александра Борзо- ва. Новый спектакль театра "Вождь краснокожих", для которого фестивальный показ был третьим свиданием со зрителем, успешно сдал этот своеобразный экзамен, а исполнитель роли Джонни Юрий Родионов был удостоен специального диплома фестиваля. Музыкальное оформление конкурсных спектаклей Донецкого областного русского ТЮЗа жюри оценило как лучшее, а дирижер театра Сурен Арутюнянц стал лауреатом фестиваля.
На вечерних же спектаклях макеевчан царил Шекспир: "Ромео и Джульетта" и "Shexspir transit» - фрагменты пьес "Гамлет", "Отелло", "Тит Андроник" глазами режиссеров из разных стран - детище международного театрального проекта. Пусть зрители не во всем соглашались с акцентами, расставленными театром, но уже сам факт появления в репертуаре театра таких произведений свидетельствует о том, что макеевчане движутся в верном творческом направлении.
Повернувшись лицом к детям
Юные зрители с восторгом принимали все атрибуты фестиваля: яркие красочные спектакли, встречи перед спектаклем с героями полюбившихся сказок, фрагменты декораций спектаклей, расставленных в фойе. Зрители постарше отмечали возросший художественный уровень увиденных спектаклей. Работники театров из других городов благодарили за предоставленную возможность увидеть работы друг друга, пообщаться с коллегами. Отмечали, что фестиваль "ТЮЗ- 2009" позволил им по-другому увидеть Макеевку: как не только крупный промышленный центр Донбасса, но и как город, в котором любят и ценят театр. Кое-кто шутил, что им было легче в этом году посетить Макеевку, поскольку они ехали по следам Элтона Джона. Руководство же театров, участников фестиваля сочетало обсуждение увиденного на сцене с обсуждением наболевших проблем. Во время фестиваля Министерством культуры и туризма Украины был проведен "круглый стол" по проблемам театров для детей и юношества. Обсуждались такие проблемы: пополнение труппы молодыми специалистами, служебное жилье для актеров, зарплата. На этом совещании было решено создать Совет директоров, чтобы этот орган мог аккумулировать проблемы ТЮЗов и ставить их перед вышестоящими органами с целью их решения. Общее впечатление всех: участников, зрителей, организаторов фестиваля - такие фестивали необходимы, как необходимо внимание к детям, если мы хотим, чтобы у нас было будущее.
Татьяна ТКАЧЕНКО. «Суббота Акцент» №42, 16 октябрь 2009.