Вторник, 19. 10. 2010
Вокруг поездки спектакля для подростков на театральный фестиваль в Рязань разразился скандал. Штатная скандалистка ТАЙМЕРА Мария Гудыма разбиралась в сути разногласий служителей Мельпомены.
Театральная Одесса, позабыв о череде скандалов в оперном, обсуждает крайне неприятную ситуацию в Театре юного зрителя. Все началось с того, что группа артистов и постановщиков спектакля «И снова будет месяц май!» побывала на фестивале в Рязани и привезла оттуда диплом с лестной формулировкой «За сохранение традиций патриотического воспитания средствами театрального искусства». Информационное агентство «Контекст-Причерноморье», сообщив об этой новости, ошибочно назвало успех одесситов «победой на фестивале». Понятное дело, мы, журналисты, всегда склонны радоваться успехам земляков и можем сгоряча что-то преувеличить. После того, как коллегам из «Контекста» разъяснили их ошибку (вполне невинную, кстати), в новость были внесены исправления. Никто не пострадал, казалось бы.
Театр абсурда внутри театра злословия?
Однако по одесским редакциям было разослано вот такое вот
«письмо счастья»…
В ожидании… Райхельгауза
Странное дело – еще в начале лета новоиспеченный директор ТЮЗа Евгений Бубер сообщал мне в интервью о планирующейся поездке спектакля на фестиваль в Рязань как о положительном событии. Набираю номер мобильного Евгений Борисовича, задаю вопрос: «Вы действительно сами писали этот текст, а если да, то что имеется в виду?».
«Да, я сам все это написал, - горячится Евгений Бубер. – Абсолютно непонятно мне, почему пресс-атташе морского порта Елена Гиряева, она же продюсер спектакля, приняла на себя полномочия собирать пресс-конференцию, не согласовав ее с дирекцией театра. Спектакль в Рязани получил диплом за участие. О победе речи нет. Почему в обращении так много обидных слов? Все это сказано о продюсере, не о моих артистах, которых я никоим образом не хотел обидеть».
Поскольку порт финансировал и создание спектакля, и фестивальную поездку, была некоторая логика в том, чтобы провести пресс-конференцию именно на территории порта. Возможно, действительно Елене следовало уважить чувства директора, все согласовать поаккуратнее, но такого потока словоблудия, какой вылит на ее хрупкие плечи, она, конечно же, не заслужила. Получается, у нас нежная душа и обостренное самолюбие, а продюсера, который уже пять лет успешно сотрудничает с театром и, между прочим, приносит деньги на создание новых спектаклей, с грязью смешаем?
Ой, лукавит, Евгений Борисович, явно не сам он писал все эти унижающие прежде всего автора пассажи. Здесь чувствуется рука его тезки, завлита ТЮЗа, некоего Евгения Женина. Его стиль. Женин, будучи официальным работником театра (и какого – для детей!) не постеснялся зайти в своей ненависти к Елене Гиряевой до того, что разместил матерные эпиграммы на нее на своем печально известном сайте. Вот уж точно – все лучшее детям! Именно такие личности, как Женин, должны контролировать литературную часть ТЮЗа – вот он, театр абсурда в действии!
Участники пресс-конференции, надо сказать, приняли все написанное в «официальном обращении» на свой счет и очень расстроились.
«С тех пор как появился у нас этот завлит, не хочу даже называть его фамилию, начались какие-то мерзкие вещи, - говорит художник-постановщик спектакля Ольга Смагина. – Хочу извиниться перед всеми за нашу дирекцию. Когда мы сдавали спектакль худсовету, и сдали, кстати, наш завлит назвал его «плевком на могилу солдата». Мы плакали. И именно тогда решили показать его на фестивале. Нас отобрали, значит, мы чего-то стоим, уровень программы был очень высоким».
«А как реагировали дети! – вспоминает заслуженная артистка Украины Валентина Губская. – Надо было с собой видеокамеры брать, но мы же не за тем ехали, мы ехали работать, с чистой душой… Нас обвиняют в том, что мы не дождались в Рязани конца фестиваля, решения жюри – да мы бы с радостью еще два дня смотрели там прекрасные спектакли, вдобавок к нам чудно относились организаторы. Но нам же строго-настрого было велено приехать на встречу с Иосифом Райхельгаузом, который якобы хочет руководить нашим театром, если денег дадут… Вот мы и спешили. Приехали, а нас никто не поздравил даже, странное отношение к успеху театра за рубежом! Мы – театр в театре? Те же актеры заняты в других ведущих постановках, убери их – и с кем играть? С завлитом?».
«Наш новый директор – чудный мальчик, получил хорошее театральное образование, он прекрасный ведущий свадеб и торжеств, - дополняет режиссер спектакля Юлия Пляшкова. – Но он не знаком с театральным менеджментом, не работал в профессиональном театре, не знает бухгалтерии. Это все равно, как если бы хирург торговал медицинской техникой много лет, а потом надумал делать операцию. Мы не ощущаем полезной деятельности директора – он просто занимает место в кабинете. А дыра в асфальте как была перед театром, так и осталась. Большие надежды возлагают на Райхельгауза, но пока пользы не видно, а вред уже есть: зрители сдают билеты в кассу, потому что слышали, как по телевизору московский режиссер говорит: «Здание аварийное, не ходите сюда, вам потолок может на голову упасть, придете после ремонта!». Нельзя так поступать, нельзя свои амбиции, личные обиды употреблять во вред делу, терять человечность».
Ох уж этот Райхельгауз… Как известно, он займется нашим ТЮЗом, если будет произведена реконструкция здания театра (а с потолка там ничего не падает, не надо передергивать, Иосиф Леонидович!) и повысят зарплату артистам. Я думаю, уважаемому мэтру следует выдвинуть еще одно условие – поменять завлита… А тем, кто еще не видел очень достойный, красивый, будоражащий лучшие чувства спектакль «И снова будет месяц май!» артисты советуют придти в ТЮЗ 26 октября в 16.00.
Мария Гудыма