Нам, родившимся во второй половине прошлого века, сказочно повезло – о войнах на нашей территории, когда с лица земли стираются целые села и города, мы знаем лишь понаслышке. А о том, что было когда-то, либо происходит у соседей, предпочитаем говорить вскользь, походя – нас это вроде и не касается, так зачем тратить на это время? Плохо это или хорошо, каждому решать самостоятельно. Но Великая Отечественная для новых поколений сегодня все больше является пустым звуком. Собственно, а чего мы ожидали? В учебниках о ней сегодня упоминают как бы между делом. Очевидцев, которые могли бы еще что-то рассказать, становится с каждым годом все меньше. Да и не особо любят вспоминать о войне те, кто через нее прошел – мой отец, который попал на фронт в 17 лет в далеком 1944-м, эту тему до сих пор не обсуждает, и по сей день просыпается по ночам от кошмаров. Массовые мероприятия, которыми пестрят анонсы накануне 9 мая, больше похожи на показуху, и вряд ли будут интересны сегодняшним семнадцатилетним. А военные книги давно пылятся на полках библиотек, проиграв бой комиксам и «Гарри Поттеру»… Альтернативный вариант путешествия в 1942 год предложил Одесский театр юного зрителя, на допремьерном показе спектакля которого под названием «И снова будет месяц май!» побывали корреспонденты «G».
Актеры ТЮЗа решили рассказать о войне доступным для понимания подростков языком. Причем, их выбор пал не на классику жанра, с помощью которой сегодня вряд ли удастся «достучаться» до молодежи. Понимая это, режиссер Юлия Пляшкова предложила к постановке компиляцию из стихов и прозы, главные герои которой – наши современники Валентин (Валентин Сальников) и Надежда (Надежда Машукова). Они – словно представители двух противоположных лагерей, один из которых по крупицам восстанавливает прошлое ради будущего, а другой отвергает это прошлое, тем самым перечеркивая настоящее. Журналисту Валентину необходимо срочно написать и сдать в номер статью о войне, но делать это у него нет ни сил, ни желания. Ворошить прошлое, по его мнению, бессмысленно, когда вокруг столько всего происходит – знай, успевай лишь выдавать сенсации. В свою очередь, его подружка Надежда пытается доказать, что наша память – это мост между прошлым и настоящим. Кто-то пытается его разрушить, а кто-то, наоборот, восстанавливает. И ее задача – убедить Валентина (да и всех зрителей), что правильнее и честнее находиться в лагере тех, кто занимается «восстановительными работами».
Собственно, вот и вся нехитрая канва сюжета, а дальше – остается лишь отдать должное находчивости режиссера и мастерству актеров, которым на протяжении полутора часов удавалось не просто удерживать внимание немногочисленных зрителей, но и развивать рваный сюжет, состоящий из трех основных частей, по нарастающей. В ход шла мистика, когда главная героиня, желая помочь Валентину в написании статьи, предложила рассказать ему свой сон о войне, попросила кусочек сахара и непостижимым образом перенеслась в блокадный Ленинград. Прием контрастности, когда прошлое сталкивается с настоящим, и военная форма соседствует с мобильным телефоном, лишь подчеркнул условность времени: на той войне не было ни подростков, ни женщин, ни стариков – были солдаты. Хватило бы силы духа сегодняшним 17-20-летним умереть ради такого понятия, как Родина, смазанного и расплывчатого?
Использование видеохроники времен войны, которая на заднем фоне иллюстрировала события, разворачивающиеся на сцене, стало еще одной находкой постановки. Модный прием, к которому сегодня довольно часто прибегают в различных сферах искусства с целью более полного воздействия на подсознание, в данном случае произвел эффект разорвавшейся бомбы. На фоне рушащихся мостов, полуголодных и оборванных людей, штыковых атак и залпов артиллерии реплики героев спектакля звучали по-особенному надрывно, и даже в шутках витал дух войны. Сцены, при любом другом раскладе вызывающие улыбку, в этой постановке лишь добавляли трагизма – еще несколько минут, и герои погибнут. И это заставляет их искать счастье в каждой прожитой минуте.
В общем-то, все три литературных обращения к 1942 году были выбраны авторами спектакля далеко не случайно. И все вместе они показали войну с разных ракурсов. Войну для мирных жителей, таких, как поэтессы Ольга Берггольц и Анна Ахматова, умиравших в блокадном Ленинграде, но заставивших себя выжить ради того, чтобы их стихи (прозвучавшие, кстати, и в этой постановке), в свою очередь, помогли выжить другим. Войну, в которую были втянуты даже 14-летние подростки, такие, как герой рассказа Владимира Богомолова «Иваново детство» Ваня Бондарев, который словно был соткан из ненависти к фашистам и жил только мыслью о мести за погибшую семью. Войну с женским лицом, на которой погибают пятеро девушек зенитного батальона из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», а командир разъезда Федот Васков, тертый и опытный боец, не может простить себе их смерть. Именно последний эпизод убедил главного героя в том, что лишь память о прошлом дает возможность в полной мере ощущать настоящее – в одной из девушек он узнал свою Настю, но не смог уберечь ее от гибели…
И когда, казалось бы, мир рушится, оставляя за собой горы пепла, Валентин оказывается в своей квартире, понимая, что все увиденное – не более, чем сон. Сон, который заставил его переосмыслить свое отношение к реальности, к жизни вообще, к еще ненаписанной статье и девушке по имени Надя, бродящей по дому, закутавшись в клетчатый плед. О том, какие выводы сделал журналист, догадаться несложно – спектакль при всех своих художественных достоинствах носит ярко выраженный патриотически-воспитательный характер. Но, к чести «тюзовцев», они смогли не опуститься до банальности и вместо «агитки» по случаю 65-летия Победы и ради «галочки» в репертуаре создали спектакль, который по остроте ощущений запросто может сравниться с катанием на «американских горках». Дух захватывает, сердце порой переходит на галоп, и – очень стойкое ощущение полета в пропасть, выбравшись из которой, начинаешь ценить жизнь во всех ее проявлениях.
Автор: Svetlana