«Память – это мост, который кто-то пытается разрушить…». В Одесском ТЮЗе идет замечательный патриотический спектакль.
Среда, 13. 04. 2011 Культура
Зрители аплодируют стоя!
В преддверии Дня Победы Театр юного зрителя в Одессе пригласил старшеклассников города на спектакль «И снова будет месяц май!». Напомним, что эта постановка в прошлом году стала победителем VI Всероссийского фестиваля спектаклей для подростков «На пороге юности» в номинации «За сохранение традиции патриотического воспитания средствами театрального искусства». Успех в Рязани окрылил артистов. Но каждый раз, выходя на сцену перед одесскими подростками, они чувствуют себя так, словно начинают все с чистого листа. Воспитательная работа что в семье, что в школе сегодня очень слаба. Дети позволяют себе шумно, нагло вести себя в театральном зале, отпускают сомнительные остроты, орут, свистят.
Руки чешутся надавать наглецам подзатыльников, но ни к чему – с первых минут действие захватывает зал, даже такой сложный. Вот она, волшебная сила искусства! Проходит совсем немного времени, и притихшие безобразники сглатывают слезы, а в финале аплодируют стоя.
«Память – это мост, который кто-то пытается разрушить, а кто-то – восстановить, - говорит главная героиня Надя (актриса Надежда Машукова). – А я стою на нем, чтобы его защитить…».
Образ моста родился у режиссера спектакля и соавтора пьесы Юлии Пляшковой. Вместе с Юлией Петрусевичюте они писали драматургическую основу в течение месяца, стараясь собрать воедино стихи Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Константина Симонова, прозу Бориса Васильева, и показать, как в восприятии современного молодого человека тема далекой войны становится острой и значимой. Крайне сложно было найти современную пьесу об этом, пришлось создавать самим. Так называемые «борзовики», то есть распространители билетов, постоянно общающиеся с учителями, рассказали авторам будущего спектакля, какие произведения о войне остались еще в школьной программе. И оказалось, что по-прежнему интересно увидеть на сцене героев, чьи истории были изучены в классе…
«Наш главный герой, журналист Валик, относится к войне совсем, как сидящие в зале ребята, - говорит Юлия Пляшкова. – Для него это что-то давно ушедшее, неинтересное, и он даже не представляет, какую статью от него ждут в редакции ко Дню Победы. Но Надя проводит его по мосту памяти, он начинает понимать, что такое военное детство, что такое предательство, героизм, и что может случиться на войне с твоей любовью…».
Когда нынешнее среднее поколение ходило в школу, война не казалась столь далекой. На уроках с детьми говорили о пионерах-героях, по телевизору показывали много фильмов о войне, в том числе документальных (один сериал «Неизвестная война» чего стоил, и смотрели его всей семьей, как правило). Потом общество увлеклось развенчиванием всего и вся, и весьма в том преуспело. Зачем мне думать о героях военной поры, восклицает Валик, разве они думали обо мне?
«Да если бы они тогда о тебе не думали, все там и закончилось!» - в сердцах кричит ему Надя. Эта девушка – немножко волшебница. Чтобы помочь любимому написать статью, она просит у него кусочек сахара, вспоминает свой сон и разворачивает перед современным парнем картину мира, где нет ни мобильной связи, ни Интернета, зато работает радиоточка, передающая исполнение Седьмой симфонии Шостаковича во время блокады. А на экране – обессилевшие ленинградцы, детские трупы на заснеженных улицах, и это не просто кусочек сахара в руках у Нади, это чья-то жизнь… Пройдя дорогами войны, Валик узнает черты Нади в одной из девушек-бойцов и становится свидетелем ее гибели. Этого опыта оказывается достаточно, чтобы исчез его наигранный цинизм.
На фестивале в Рязани спектакль «И снова будет месяц май!» известный российский театральный критик Олег Лаевский, член фестивального жюри, эксперт «Золотой маски», недоумевал: все участники так или иначе постарались возвести какие-то сложные конструкции, а в одесской постановке все достаточно просто, мизансцены фронтальные, решения порой даже лобовые, но нащупаны такие болевые точки… И смешливый, циничный зритель от 12 до 17, для которого вообще мало пишут пьес и ставят спектаклей, цепенеет. Для того, чтобы ввести в спектакль кадры кинохроники военных лет (сегодня по телевизору крайне редко покажут снятое, например, в блокадном Ленинграде), приобрели в Москве проектор. Благо спонсором постановки (и поездки на фестиваль, кстати) выступал Одесской морской торговый порт. Сапожки для девчат, играющих героинь повести «А зори здесь тихие», купили в Донецке, это специальная танцевальная обувь, ведь девушкам приходится танцевать, когда они вместе с актерами из агитбригады поют частушки. Злата Скальская (боец Четвертак) даже разрыдалась, примеряя, ведь это была ее первая именная обувка в театре… Репетиции спектакля перед премьерой шли очень напряженно, параллельно готовился в театре другой спектакль, где артисты также были задействованы, но никто не отказывался задержаться, лишний раз отрепетировать. И сейчас актеры утверждают: играя в этой постановке, словно душу очищаешь.
«Приняв на себя удар, они тогда защитили нас, - приходит к выводу Валик. – Пришло время защитить их».
«Нам всем очень хочется, чтобы спектакль шел, чтобы дети его смотрели, - говорит продюсер постановки Елена Гиряева. – Чтобы не умалялись заслуги воинов-победителей, как это порой бывает. Я обратилась к партии «Родина» в лице очень симпатичного мне Александра Васильева, который обещал помочь и в популяризации спектакля, и, возможно, в создании новых проектов для детей. Саша был у меня на защите моей магистерской работы, посвященной Одесскому ТЮЗу, это человек, вызывающий уважение, мыслящий правильно и разумно, далеко не безразличный к проблеме воспитания детей. Думаю, наше сотрудничество окажется плодотворным».
Мария Гудыма
Фото: Петр Катин