20.10.2010 11:19
В благородном семействе одесских театров разгорается новый скандал. Не успели утихнуть страсти в оперном театре, как возникли трения между руководством и труппой ТЮЗа. И не просто возникли внутри театра, а, выйдя на широкие просторы Интернета, выплеснулись в информационное пространство города.
Немного к истории вопроса. Одесский ТЮЗ – единственный театр из Украины, прошедший конкурсный отбор и принявший участие в VI Всероссийском фестивале спектаклей для подростков «На пороге юности», прошедшем в начале октября в Рязани. Более того, спектакль театра «И снова будет месяц май» получил специальный диплом за «Сохранение традиций патриотического воспитания силами искусства». Как рассказывают артисты, занятые в постановке, зрители смотрели, затаив дыхание (а мы все знаем, как сложно добиться такого внимания юношеской аудитории), а после окончания спектакля аплодировали стоя, глотая слезы.
После возвращения артистов в Одессу продюсер спектакля Елена Гиряева (более известная в городе как пресс-секретарь начальника Одесского порта Николая Павлюка) решила собрать пресс-конференцию – на территории порта. Имела право? Полное. Тем более, что порт спонсирует ТЮЗ. Ничего предосудительного в этом на взгляд неподготовленного человека нет.
Но на следующий день последовала реакция директора театра Е. Бубера и главного режиссера В. Наумцева. Реакция неожиданная и явно неадекватная.
Формально поводом для заявления руководства театра послужила информация одного из информагентств о том, что одесский ТЮЗ якобы стал победителем рязанского фестиваля. Информация недостоверная – фестиваль был не соревновательным, его цель – обмен опытом театров. Кроме того, она искажает слова Елены Гиряевой, приглашавшая на встречу с театром – УЧАСТНИКОМ, а не победителем мероприятия. Да в первый раз, что ли? Это информагентство вообще славится неточностью передачи информации. Тем более что в данной ошибке ничего криминального нет.
Однако авторы заявления объявили эту информацию «фальсификацией», направленной на дискредитацию театра. Такая реакция, честно говоря, очень удивила. Ну, позвонили бы в агентство, потребовали бы исправить или вообще снять информацию. Но выносить этот ляп «на суд общественности, а еще давать ему такую гневную отповедь?
Дальше – больше. Пресс-конференцию, созванную ПРОДЮСЕРОМ на территории СПОНСОРА авторы обращения назвали… провокацией. Чтобы не быть голословной, цитирую документ:
«Характерно, что организация «пресс-конференции» 18 октября не исходит ни от дирекции ТЮЗа, ни от его художественного руководства, не согласована с ними и назначена вне стен театра (?!!). Таким образом, она представляет собою самовольную и неуклюжую попытку отдельных, нечистоплотных в моральном отношении лиц, которые стараются привлечь внимание к своим ничем не примечательным персонам, к тому же на основе недостойной и грубо сработанной заведомой дезинформации, с привлечением к распространению этой дезинформации одесских СМИ. При этом указанные лица, невнятно названные в анонсе пресс-конференции «представителями театра», не гнушаются выставлять в неприглядном свете также авторитетное руководство прекрасного коллектива Одесского морского торгового порта, обманным путем привлеченное к провокации, а, значит - к пропаганде липовых театральных достижений». (Подробнее...)
Честно говоря, я так и не поняла, в чем здесь провокация. Наверное, надо иметь особое мышление, чтобы усмотреть ее.
Режиссер-постановщик спектакля «И снова будет месяц май» Юлия Плешкова и актеры, занятые в спектакле, разводят руками: «Это случай для медицины».
Елена Гиряева не скрывает обиды: «Меня спрашивают: с кем ты работаешь?».
Поняли ли авторы заявления, что «подставили» продюсера и спонсора, профинансировавшего уже пять проектов театра – четыре спектакля и празднование 80-летия ТЮЗа? И все это – под маркой «защиты интересов» «авторитетного руководства прекрасного коллектива Одесского морского торгового порта». Или это и было целью данного документа?
Как, на мой взгляд, так именно это письмо и есть «провокацией» и «дискриминацией». Причем дискриминацией именно авторов документа. Именно они, а не Юлия Плешкова и артисты, занятые в спектакле, не Елена Гиряева выступают в этой истории в самом неприглядном виде.
«Проблема – в личных комплексах и неудовлетворенных амбициях», - говорит Юлия Плешкова. Она отмечает, что новый директор театра имеет профильное образование, он закончил один из самых престижных театральных вузов России. Но у него нет опыта работы в профессиональном театре, нет знаний и навыков театрального менеджера. И успехи театра, к которым он не имеет непосредственного отношения, вызывают не гордость за коллектив, а раздражение.
Недавно довелось услышать мнение, высказанное по поводу конфликта в Театре оперы и балета: уж лучше такая театральная жизнь, чем никакой. А, по-моему, это никакая не театральная жизнь. Это попытки подменить ее склоками и скандалами. Конфликт по сути своей разрушителен, а миссия театра – создавать, сеять «разумное, доброе, вечное».
«Мы не хотим конфликтовать, мы любим свой театр и хотим работать», - говорят актеры ТЮЗа.
Хорошо бы, чтобы им дали возможность это делать.
Автор: Евгения Юрьева